Аркуша Л.И. " Характеристика преступлений, связанных с незаконным занятием предпринимательской деятельностью" : Одесский центр по изучению организованной преступности и коррупции

| Главная | Рубрики | Информация о центре | Ссылки |                                                                                                                  Регистрация | Вход

Аркуша Лариса Игоревна

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ
ЗАНЯТИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

1. Теоретические и правовые основы регулирования предпринимательской деятельности.

Экономические, социальные и политические процессы, происходящие в Украине, не могут не влиять на характер преступности в сфере предпринимательской деятельности. Изменяется ее структура, механизмы и способы совершения правонарушений.

Усложняет ситуацию общий рост преступности, распространение теневой экономики и коррупции, а также несовершенство законодательной базы. Эти и прочие факторы предопределяют общую потребность пересмотра традиционных подходов к раскрытию хозяйственных преступлений, а также необходимость пополнения научно — методической базы новыми элементами.

Значительно повысить эффективность деятельности правоохранительных органов даже при существующих обстоятельствах поможет создание четкого научно — обоснованного механизма борьбы с преступностью. А для этого, прежде всего, нужны основательные, комплексные научные исследования, направленные на детальное изучение особенностей совершения преступлений, в частности в сфере предпринимательской деятельности. На основе таких исследований могут создаваться соответствующие методики расследования преступлений в сфере предпринимательской деятельности, экспресс — методы сбора и анализа вещественных доказательств, оперативно — розыскных данных в интересах криминального судопроизводства.

Изучению проблем противодействия преступлениям, связанным с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельности, посвятили свои работы многие ученые Украины и стран ближнего зарубежья1 .

Так, А.А. Крылов рассматривает теневую экономику в узком понимании — как незаконное предпринимательство или нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью. В связи с этим структуру теневой экономики он определяет с позиций незаконной предпринимательской деятельности2 .

А.Ф. Долженков выделяет два основных состава теневой экономики:

  • экономическая деятельность, которая является легальной, нескрываемой, но не подлежит налогообложению и не учитывается официальной статистикой (мелкое производство в домашних хозяйствах, предоставление услуг на непостоянной основе, прибыль из приусадебных участков и т.п.);
  • противозаконная, преднамеренно скрытая экономическая деятельность (получение преднамеренно скрываемых доходов и прибылей, нелегальное производство товаров и предоставление услуг, разворовывание, мошенничество, наркобизнес и прочие виды криминальной деятельности). 3

Другой исследователь этого вопроса А.И. Чорномаз подчеркивает отрицательные факторы, которые оказывают содействие тенизации определенного сектора экономики. Результаты изучения материалов оперативных и уголовных дел дают возможность выделить наиболее распространенные механизмы получения теневых доходов, в частности от занятия незаконной предпринимательской деятельностью.4

Следует согласиться с мнением О. Ф. Долженкова, который считает связь между «теневой» экономикой и внешнеторговой мафией несомненной. Механизм такой довольно простой. Благодаря организованному криминалу, значительная часть капиталов «отплывает» за границу, а та, что остается в стране, «подкармливает» развитие организованной преступности. Во всяком случае львиную частицу контрабанды (в особенности предметов, товаров, грузов и т.п.) составляет продукция «левых», теневых, незаконно функционирующих производств, не говоря уже о прибылях «теневиков», которые, как правило, «отмываются» через внешнеторговую сферу 5.

Эти противозаконные действия предусматривают связь с коррумпированными чиновниками властно — управленческой и правоохранительной сферы.

Западными специалистами также изучалась теневая экономика в целом ряде стран (Англия, Австрия, Голландия, Португалия, США, Франция). Для этого были созданы специальные комиссии и рабочие группы по изучению данного явления и всестороннему анализу разных форм существования теневой экономики, масштабов и тенденций развития.

По их оценкам основная часть оборота теневой экономики приходится на неуплату налогов от незапрещенной экономической деятельности. Этот аналитический вывод может быть полностью приемлемым для Украины и других стран СНГ.

Так, исследователь Д.Э. Витте, раскрывая сущность теневой экономики, указывает на то, что упомянутое явление интегрирует в себе разнообразные составные, одной из которых есть незарегистрированная экономическая деятельность. Он подчеркивает, что незарегистрированная экономическая деятельность — это продуктивная деятельность, которая дает прибыль, но не зарегистрирована официальными контролирующими органами государства6 .

Игнорирование объективных закономерностей развития предпринимательских отношений в обществе оборачивается возникновением стихийного производства, распределения товаров и услуг в обход урегулированного государством процесса, который выражается в появлении разных форм незаконного предпринимательства.

Суть проблемы состоит в том, что недовольная общественная потребность вызовет к жизни стихийные проявления противоправных видов деятельности, которые стремятся обеспечить возрастающий темп общественного потребления за счет вступления в противоречия с существующими нормами закона. Общественная функция государства, если она не выполняется законно (официально), будет выполнена иначе — путем социальных отклонений7 .

Проведенное исследование показало, что современное украинское предпринимательство формируется под противоречивым влиянием экономических, политических и социальных обстоятельств. Провозгласив «свободный рынок», закрепив в Основном законе право граждан на частную собственность и свободу предпринимательства, государство во многих случаях самоустранилось от руководства экономикой, ограничив свое влияние на хозяйственную жизнь страны созданием диспозитивных норм, которые определяют лишь правила поведения на рынке8 , а это привело к тому, что экономическая свобода начала толковаться как экономическая вседозволенность. При этом много официальных органов стали повсеместно пропагандировать концепцию широкого привлечения населения к сфере предпринимательства как наиболее эффективного способа социальной реализации личности, не учитывая отсутствие сформированного среднего класса в социальной структуре нашего общества.

Кроме того, реальная экономическая ситуация, которая сложилась в стране не обеспечивает нормальные стартовые возможности для будь-какой сферы предпринимательства, что, как следствие, приводит к появлению разнообразных форм незаконной предпринимательской деятельности.

Рассматривая состояние научной разработки проблемы предпринимательской деятельности, можно указать, что незаконная предпринимательская деятельность — инициативная, самостоятельная преступная деятельность граждан и объединений, направленная на получение незаконной прибыли. Данная деятельность осуществляется гражданами на свой риск, который определяется нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью.

В современных условиях особую значимость приобретает проблема нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности.

Непосредственное рассмотрение системы нормативно — правового регулирования предпринимательской деятельности, на наш взгляд, следует проводить как многоуровневую систему правовых норм, которые составляют единую основу регулирования предпринимательства. Можно выделить четыре основных уровня.

Первый уровень — конституционный уровень регулирования предпринимательской деятельности.

Формирование правового государства и гражданского общества, становление рыночной экономики предусматривает развитие социально — экономических отношений и их регулирование соответственно конституционным основам и текущего законодательства.

Как и большинство современных конституций, Основной закон Украины регулирует разные отношения, которые возникают в обществе: политические, идеологические, экономические, социальные. Об этом свидетельствуют важнейшие положения, в которых определяются основы конституционного статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, принципы социального государства, свободы экономической деятельности, идеологическое многообразие, многопартийность9 .

Сравнительно — правовым анализом важнейших принципов и положений Конституций СССР 1924, 1936 и 1978 г., а также действующих конституций ряда держав ближнего зарубежья, подтверждается тезис о том, что конституционному регулированию на разных этапах развития государства поддаются те отношения и связи, которые определяют сущностные стороны общественного и государственного порядка. Наибольшее значение из таких новых сторон в Украине имеет предпринимательская деятельность, которая становится основой социально-экономической жизни современного общества10 .

Конституционный уровень правового регулирования создает исходную правовую базу для определения направленности и границ развития предпринимательской деятельности на современном этапе развития экономики Украины.

Второй уровень — гражданско-правовой уровень регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с Законом Украины «О предпринимательстве» предпринимательская деятельность — есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ, предоставления услуг. Таким образом, этим Законом деятельность по производству и реализации товаров, выполнению работ, предоставлению услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли называется предпринимательством; понятие «предпринимательство» и «предпринимательская деятельность» употребляются как синонимические (тождественные). Под хозяйственной деятельностью понимается «будь — какая деятельность лица, которая имеет целью получение дохода в денежной форме, в том случае, если непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным». В ст. 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16 апреля 1991г. понятие «хозяйственная деятельность» рассматривается по смыслу, как более широкое и включает в себя понятие предпринимательской деятельности.

Согласно положению о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности №817 от 23 июля 1998 года, как предпринимателя, гражданин приобретает специальную правоспособность, то есть способность иметь права и обязанности на осуществление предпринимательской деятельности в избранной им организационно-правовой форме.

Гражданин на свое усмотрение может зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, так и войти в состав объединения граждан или коллективных предпринимателей. Государство признает разнообразные формы предпринимательства, осуществляемые в границах закона, и обеспечивает их защиту.

В структуре всех предприятий в отдельную группу выделяются малые предприятия с целью их государственной поддержки. На сегодня наблюдается увеличение их количества. Малое предприятие отличается только количественными параметрами, которые были установлены сначала союзным, а потом республиканским законодательством. В соответствии с Указом Президента Украины «О некоторых мероприятиях по урегулированию предпринимательской деятельности», утвержденным постановлением КМ Украины №740 от 25 мая 1998 г. и Законом Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 г., Декретом КМ Украины «О доверительных обществах» от 17 марта 1993 г., Законом Украины «О предпринимательстве» от 7 февраля 1991 г., численность работников малого предприятия не может превышать 200 лиц в том числе: в промышленном строительстве — до 200; в других областях производственной сферы — до 50; в областях непроизводственной сферы — до 50 лиц11 .

Административно — правовой уровень регулирования предпринимательской деятельности.

Большую роль в административно-правовом регулировании играют органы исполнительной власти, на которые возложены задачи по разработке государственных экономических и социальных программ, предусматривающих возможность участия в них предприятий любых форм собственности, и контроля за их деятельностью со стороны этих органов.

Соответственно положению о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности №817 от 23 июля 1998 г. в число граждан, которые становятся предпринимателями, а, соответственно, и объектами административно-правового регулирования, можно попасть только при условии получения соответствующего официально-правового статуса и прохождение процедуры регистрации.

Порядок государственной регистрации устанавливается законодательством в соответствии с избранной организационно-правовой формой предпринимательства.

Государственная регистрация предприятий есть обязательным юридическим действием при их создании. Она установлена ст. 6 Закона Украины «О предприятиях в Украине» и ст. 8 Закона Украины «О предпринимательстве». Эти статьи определяют государственные органы, на которые возложены функции регистрации предприятий (органы государственной регистрации), а также общие условия и порядок регистрации.

Другой формой административно — правового влияния на предпринимательство является лицензирование. Сам по себе факт государственной регистрации в некоторых случаях еще не дает зарегистрированному субъекту права заниматься предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требуют еще и получения специального разрешения (лицензии).

Под лицензированием понимают специальное разрешение уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление отдельных видов деятельности предприятием, учреждением и организацией, а также физическими лицами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Лицензия — это юридический документ органов государства, дающий право заниматься определенным видом деятельности с соблюдением лицензионных условий 12 .

Введение лицензирования Законом Украины от 01.06.2000 г. №1775-III «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 22 октября 2000 года, вызвало его непринятие и осуждение 13. Лицензирование, конечно же, является юридическим средством ограничения правоспособности предпринимательских организаций, но и средством полезным и необходимым, что устанавливает дополнительные правовые гарантии нормального функционирования рыночной экономики и конкуренции, защищает участников рыночного отношения, включая и самых предпринимателей, а не только потребителей. Большей частью, лицензирование пока что недостаточно эффективно. Отсутствуют организационно-правовые гарантии достижения его цели.

Уголовно — правовой уровень регулирования предпринимательской деятельности.

Едва ли можно признать кардинальную разницу в оценке законодателями за минувшее время общественной опасности преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью (незаконной предпринимательской деятельности) и его вида — незаконной торговой деятельности. Уголовная ответственность по ст. 148 — 3 УК наступала лишь при условии административной прелюдии; наказание же за этой нормой было установлено в виде штрафа до двухсот минимальных размеров заработной платы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В отличие от этого, занятие таким видом незаконной предпринимательской деятельности, как торговая, при отягчающих обстоятельствах соответственно ч.3 ст. 155 — 6 УК наказывалось лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или штрафом от четырехсот до девятисот минимальных размеров заработной платы.

Новый УК устранил указанные недостатки и противоречия, существовавшие в указанных статьях. На сегодня установлена уголовная ответственность по единой норме — ст. 202 УК «Нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью».

При этом незаконная предпринимательская деятельность, от осуществления которой можно получить прибыль, подразделяется на корыстную деятельность (преступную и запрещенную криминальным законом (похищение имущества и т.п.)) и деятельность, которая, в сущности, не запрещена законодательством, однако не зарегистрирована в установленном порядке или осуществляется без получения специального разрешения — лицензии, если это необходимо14 .

При таких условиях занятие хозяйственной или банковской деятельностью, большей частью, связанно с получением неконтролируемого государством дохода, из которого не платятся налоги и неналоговые платежи.

2. Особенности криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным занятием предпринимательской деятельностью.

Эффективность деятельности правоохранительных органов в предупреждении, раскрытии и расследовании незаконной предпринимательской деятельности возможна лишь при условии всестороннего и глубокого изучения ситуации совершения преступных действий, особенностей характеристики личности отдельных категорий преступников, количественных и качественных закономерностей преступлений, характерных для преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью в целом.

Нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью, как и любое другое явление, имеет большое множество свойств и сторон, выступая, таким образом, в качестве одного из объектов познания для ряда правовых наук, которые исследуют это социальное явление под разным углом зрения.

Учитывая направление нашего исследования, целесообразно подходить к изучению преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью, с позиций соответствующих правоохранительных органов, таких как Государственная служба борьбы с экономической преступностью и Управление по борьбе с организованной преступностью, которые обусловлены не только их ролью в борьбе с незаконным предпринимательством, но и спецификой мероприятий, осуществляемых преимущественно с использованием криминалистических и оперативно-розыскных методов работы.

Интерпретация взгляда, который мы поддерживаем, относительно предмета исследования позволяет утверждать, что содержанием характеристики преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью, есть совокупность криминалистической, криминологической, уголовно — правовой, уголовно — процессуальной, морально — психологической, социальной и других характеристик.

Как известно, преступность состоит из совокупности отдельных преступлений. Но преступность представляет собой не просто механическую совокупность индивидуальных действий преступного направления, а органическую совокупность преступлений, связанных с криминальной средой.

Исходя из этого положения, незаконная предпринимательская деятельность, взаимосвязана с другими преступлениями, а они, в свою очередь, с общей криминальной ситуацией в нашей стране, то есть соотносятся как часть единого целого.

Объективная оценка современного уровня преступлений, связанных с нарушением порядка занятия хозяйственной деятельностью, допускает сравнение исследуемого преступления с показателями преступности в целом.

Об этом свидетельствуют данные за период с 1998-1999 г.г., содержащиеся в статистической сравнительной таблице, построенной на основе данных сводных отчетов о работе подразделений криминальной милиции по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности, подготовленных Департаментом информационных технологий МВД Украины (Приложение А).

Исследуемые данные, рассматриваемые в Приложении А, характеризуют количество расследованных преступлений и их динамику по линии ГДБЭЗ, квалифицируемых по статье 202 УК Украины «Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью».

Практически во всех областях экономики приобретают распространение взяточничество, разворовывание, уклонение от уплаты налогов, мошенничество с финансовыми ресурсами, фиктивное предпринимательство, нарушение порядка занятия предпринимательской деятельностью.

За 1999 год в сфере экономической деятельности выявлено 65724 (+0,6%) преступлений, в том числе 25460 (+12,9%) — тяжких.

Более активно вели борьбу с экономическими преступлениями органы внутренних дел в Черкасской области, где количество выявленных преступлений увеличилось на 7,4%, в Закарпатской — на 6,6%, Хмельницкой — на 4,7% и Луганской областях — на 4,7%, г. Севастополе — на 18,8% и АР Крым — на 7,7%.

Снижение уровня выявления преступлений в экономической сфере отмечается лишь в Донецкой (-7,8%), Житомирской (-5,0%) и Херсонской (-3,4%) областях.

За 1999 год подразделениями ГДБЕЗ предупреждено 2741 преступление, или 4,2% от числа выявленных преступлений. Лучше налажена профилактическая работа по предупреждению преступлений в Харьковской (предупреждено 12,6% преступлений), Одесской (12,1%), Донецкой (10,6%) и Винницкой (9,5%) областях.

Служба борьбы с экономической преступностью медленно перестраивает свою работу в соответствии с внутренними распоряжениями и требованиями времени по изобличению замаскированных тяжких преступлений. В числе выявленных преступлений по Украине за 1999 год судьба тяжких составляет лишь 38,7% (меньше половины), а в Одесской (26,0%), Черниговской (28,7%), Полтавской (29,8%) областях — меньше трети.

Сумма материальных ущербов от преступлений в сфере экономики по законченным делам составила 324 млн. 503,3 тыс. гривен. Наложен арест на имущество на сумму 84 млн. 964,4 тыс. гривен. Изъято имущества, иностранной валюты, денежной наличности и ценных бумаг на 22 млн. 787 тыс. гривен. Добровольно возмещено — 171 млн. 238,7 тыс. гривен. Реальный процент возмещения — 59,8%.

Не прекращен отрицательный процесс криминализации экономики. Недостаточный контроль относительно законности поступления капиталов, используемых в ходе приватизации, целевого использования кредитных валютных ресурсов, высокая степень монополизации во время свободного ценообразования и прочие факторы не только усложнили экономическую ситуацию, но и стимулировали значительное распространение экономических преступлений.

Подразделами ГДБЕЗ рассмотрено в 2001 году 54,1 тыс. заявлений и сообщений о преступлениях или 3,2 % от их общего числа. Средняя нагрузка на одного работника службы 8,7 заявлений и сообщений. По 4,1 тыс. заявлений (7,6 %) приняты решения о возбуждении уголовного дела, по 864 (1,6 %) — о подготовке протокольной формы, по 26,8 тыс. (49,6 %) заявлениям и сообщениям в возбуждении уголовного дела отказано.

Прокурором упразднено 1207 постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе 500 (41,4 %) с возбуждением уголовного дела.

В сфере экономики выявлено 41779 преступлений. По фактам совершения 38637 преступлений (92,5 %) возбуждены уголовные дела. Из 34385 преступлений (65,3 %), по которым уголовные дела закончены расследованием, 26497 (77,1 %) — направлены в суд.

Сумма материального ущерба от преступлений в сфере экономики составила 510 млн. 292,1 тыс. гривен. Наложен арест на имущество на сумму 265 млн. 715,3 тыс. гривен. Изъято имущества, иностранной валюты, денежной наличности и ценных бумаг на 95 млн. 557,6 тыс. гривен. Добровольно возмещено — 277 млн. 945,6 тыс. гривен. Реальный процент возмещения — 73,2.

В числе выявленных экономических преступлений по Украине категория тяжких и в особо тяжких составляет 23085 или больше половины (55,3 %), а в общем массиве тяжких преступлений — 11,0 %.

Для концентрации усилий по защите экономической системы Украины, определены приоритетные направления. Это, в частности, бюджетная сфера, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, сфера приватизации, банковская и внешнеэкономическая деятельность.

В текущем году подразделами ГДБЭЗ выявлено почти 27,166 тыс. преступлений на определенных приоритетных направлениях, которые составляют 65,0 % всех выявленных экономических преступлений.

Экономика страны — постоянная мишень для применения новых преступных технологий. В 2002 году в сфере экономики выявлено 42 тыс. преступлений, ликвидировано 41 организованная преступная группировка 15.

Анализ обстановки, складывающейся в сфере предпринимательства, свидетельствует о том, что здесь возникают отрицательные факторы, обусловленные определенными объективными и субъективными причинами. Статистика свидетельствует о прогрессирующем росте криминальных проявлений в исследуемом секторе экономики.

Если в 1998 году было выявлено более чем 2000 случаев преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью, в 1999 году — более чем 3000 случаев, то в 2000 году эта цифра выросла уже до 5300 16.

Из них органами внутренних дел в 1998 году выявлено — 1032, динамика — 31,2 , расследовано — 998, динамика — 30,5, в 1999 году выявлено — 972, расследовано — 924, в 2000 году выявлено — 1998, расследовано — 1066, а в 2001 году выявлено — 2470, расследовано — 1049.

По данным Центра общественных связей МВД Украины за последние годы на территории Украины значительное распространение приобрели преступления, связанные с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью в сфере внешнеэкономической направленности. Среди возбужденных по этим фактам уголовных дел преобладают нарушения порядка занятия хозяйственной деятельностью по ст. 202 УК Украины.

Только органами внутренних дел Одесской области за 2000 г. зарегистрировано 3,6 тыс. преступлений экономической направленности. Среди них наиболее возросло количество нарушений порядка занятия хозяйственной деятельностью — в 2,1 раза.

В Запорожской области ГДБЭЗ УМВС было раскрыто в 1998 году 29 преступлений, связанных с нарушением порядка занятия хозяйственной деятельностью, 1999 г. — 58, 2000 г. — 116, 2001 г. — 23, 2002 г. — 11.

В 2002 г. органами внутренних дел МВД Украины выявлено 32237 преступлений экономической направленности, 38613 преступлений, дела по которым находились в производстве, 26076 лиц, их совершивших; преступлений в сфере хозяйственной деятельности — 8863.

Прогнозируемая оценка криминальной ситуации в Украине на период до 2005 года показывает, что тенденция роста экономических преступлений сохранится и может составлять увеличение в границах 20-30%.

На основе приведенных выше показателей можно проследить рост преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью. Однако оценка уровня преступности только на основе статистических показателей была бы серьезной методологической ошибкой. Настоящие масштабы анализируемого вида преступлений не находят объективного отображения в статистической отчетности. (Приложение Б) Известно, что «из ряда объективных и субъективных причин статистика показывает лишь определенную часть содеянных преступлений» 17.

При оценке объективности данных, их соответствия реальному состоянию справь необходимо учитывать и уровень латентной преступности18 .

Латентность присуща всем видам преступности, однако показатели, которые характеризуют ее, кардинальным образом отличаются. Так, статистические данные о преступлениях, которые регистрируются по линии уголовного розыска, в значительной мере отражают их настоящее количество. Другое положение обстоит с правонарушениями, регистрируемыми по линии борьбы с экономическими преступлениями, а именно связанными с незаконной предпринимательской деятельности. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в большинстве случаев незаконная предпринимательская деятельность носит завуалированный, организованный характер. Действия преступников извне выглядят правомерными, находятся на стыке криминальных и гражданско-правовых отношений. От них страдают интересы законного предпринимательства, они наносят убыток нормальному состоянию экономики, интересам потребителей, партнеров и других лиц, организаций, а также финансовым интересам государства, поскольку в результате незаконного предпринимательства государство не получает ту часть прибыли предприятия, которая должна контролироваться налоговыми органами.

Кроме того, незаконное предпринимательство как преступление, в современных условиях характеризуется традиционной сложностью. С субъективной стороны эту категорию преступлений отличает высокая профессиональная подготовка участников, возможность использования для противоправной деятельности значительных сил и средств. Непосредственным подтверждением вышесказанного являются такие статистические данные: всего за период с 1998 до 2002 года включительно зарегистрировано по статье 202 УК Украины 8861 преступлений, однако по 552 зарегистрированным преступлениям следствие прекращено в связи с не установлением или не обнаружением места нахождения виновных лиц19 .

О сложности выявления данной категории преступлений свидетельствует и тот факт, что подавляющее большинство лиц, их совершивших, устанавливается и разоблачается на протяжении длительного периода времени.

Изучение уголовных дел, которые расследовались по фактам незаконной предпринимательской деятельности, показало, что их продолжительность колеблется в таких границах: до 6 месяцев — 11%; до 1 года — 21%; до 1,5 года — 36%; свыше 1,5 реки — 32%. (Приложение В)

На наш взгляд, об уровне латентности преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью, можно судить также по фактическим данным. Например, разница между спросом на алкогольную продукцию и его удовлетворением за счет легального производства и официальных закупок достигает 80 млн. грн. Исходя из этого, можно предположить, что латентность незаконного предпринимательства только в сфере производства алкогольной продукции достигает 28-30%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что латентная (скрытая) преступность существенным образом искажает наше представление о ее реальном состоянии, структуре, динамике, тенденциях развития, о величине и характере убытков, иначе говоря, о «цене» преступности. Как следствие, это усложняет вероятность прогноза развития преступности на перспективу, крайне отрицательно сказывается на стратегии и тактике борьбы с незаконным предпринимательством, приводит к неадекватности распределения человеческих и материальных ресурсов, сосредоточенных в решающих сферах этого противодействия.

Таким образом, об общественной опасности этой категории экономических преступлений на сегодня нельзя судить, не учитывая повышенную латентность. Игнорирование этого фактора опасно для многих субъектов социальных отношений.

Структура экономических преступлений в рассмотренной сфере также имеет свои специфические особенности. Подтверждением вышесказанного могут быть данные, получены в ходе исследования. Так, в большинстве материалов изученных уголовных дел в 64,8% действия виновных лиц квалифицировались по совокупности статей УК Украины. На основании этого четко обнаруживается тенденция перехода от специализации в преступном посягательстве к профилирующим, многоразовым противозаконным операциям, которые представляют широкий спектр различных правонарушений. Иначе говоря, в большинстве случаев незаконное предпринимательство сопровождается целой группой вспомогательных противоправных действий.

Криминалистическая характеристика преступлений превратилась в одну из фундаментальных научных теорий и средство решения практических задач расследование преступлений20 . Проблема криминалистической характеристики развивается и в методике расследования отдельных видов экономических преступлений21.

Криминалистическая характеристика преступлений относится к основным положениям методики расследования, а относительно конкретных криминалистических методик в определенной мере является отправным элементом в построении, определяющим направление поиска неизвестных в деле обстоятельств22.

Указанная характеристика определяет важнейшие положения структурных частей методики расследование преступлений. По этой причине в структуре конкретных методик криминалистической характеристике отводится первоочередное место; изложение методических рекомендаций расследования преступлений того ли другого вида начинается с описания их криминалистической характеристики.

Криминалистическая характеристика экономических преступлений в основном разрабатывается относительно определенных групп, видов, разновидностей преступных действий на основе выделения их сложных элементов, особенностей и признаков (следов), закономерных связей между ними, характерных для определенного региона, периода, социально-экономической ситуации, криминогенной обстановки.

Разработка криминалистической характеристики преступлений тесно связанная с проблемой программирования их расследование, создания программ расследования, систем типичных версий23 . В связи с этим необходимо отметить, что криминалистическая характеристика занимает исходное положение в структуре методики расследования того или другого вида преступления как источник информации о таких действиях, необходимый для построения программ расследования.

Относительно экономических преступлений практическая значимость криминалистической характеристики раскрывается в ее рекомендациях по установлению и применению «криминалистически значимых» комплексов признаков преступлений разной степени общности.

В части реализации практических задач расследование экономических преступлений изложенное дает основание для вывода о том, что криминалистическая характеристика может рассматриваться и применяться:

  1. с целью построения описательной модели таких действий для разработки программ их расследования;
  2. с целью разработки и применение программ «безмашинной кибернетики» (схемы, таблицы показателей статистических данных);
  3. с целью разработки программ расследование преступлений с применением компьютерных технологий.

Как и любое системное образование, криминалистическая характеристика преступлений состоит из взаимозависимых составных частей — элементов. В литературе по-разному определяются виды таких элементов и их количество.

С учетом особенностей экономических преступлений структуру их криминалистической характеристики можно представить содержащую в данные о:

  1. личности преступника, характеризующуюся физическими данными, социальной характеристикой, должностным критерием, факторами, которые повлияли на формирование и осуществление преступных целей;
  2. способах подготовки к осуществлению преступления (например, выбор соответствующих средств преступления, приемы создания резерва средства), способах совершения преступления (приемы завладения средством и т.д.), способах сокрытия следов преступления, маскировки преступных действий; обстоятельствах, которые обусловили выбор преступниками определенных способов;
  3. предмете посягательства (например, средства, ценные бумаги, средства, скрытые от налогообложения);
  4. обстановке и условиях совершения преступления — определенное место как часть материальной среды (например, офисные помещения), совокупность разных предметов (например, компьютерной техники). Обстановку определяют также факторы регулятивного характера, которые включают у себя, например, обращение в профессиональной сфере, криминальной среде. Для преступлений, содеянных в финансово-экономической сфере, данный элемент связан с особенностями нормативно-правового регулирования сферы деятельности, условий, обусловленных технологическим процессом или операцией, системой учета и отчетности, сохранением и движением средств и материальных ценностей, документооборотом;
  5. последствиях в виде любых вызванных преступлением изменений, которые выразились в таких компонентах: характерные следы, их локализация и взаимосвязь, вызванные служебными и внеслужебными действиями и связями, образом жизни; материальный и физический убыток, моральный вред, подрыв деловой репутации, причиненные преступлением.

Любой из пяти элементов системы прямо связан с другими четырьмя. В зависимости от уровня и объема решаемой следственной задачи, имеющейся информации о преступлении, анализ таких связей может охватывать разные элементы. Связь элементов может быть прямой, непосредственной или опосредствованной относительно других элементов системы. Например, во многих случаях можно проследить прямую связь между элементами «личность преступника» и «способ преступления», которая выражается в том, что лишь лицо, которое владеет определенными характерологичными данными или занимает определенную должность и т.п., может использовать тот или другой преступный способ. В то же время на данную связь влияют побочные обстоятельства, которые относятся к предмету преступного посягательства и обстановке преступления.

Одним из ключевых элементов криминалистической характеристики является способ совершения преступления. Как отмечает А.Н. Ищенко, для усовершенствования знаний сотрудников органов внутренних дел важное значение имеет изучение способов совершения преступлений 24.

В соответствии с УПК Украины способ совершения преступления подлежит обязательному доказыванию в процессе дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства. Подчеркивая важность выявления способа совершения незаконного предпринимательства, необходимо определить те обстоятельства, от которых зависит правильное решение вопроса об ответственности виновного или виновных, а именно правильную квалификацию преступных действий и назначение адекватной степени наказания.

Как свидетельствуют результаты нашего и других подобных исследований, незаконное предпринимательство осуществляется тремя самостоятельными способами:

  1. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации;
  2. осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если наличие его обязательно;
  3. осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования. Рассмотрим каждый из классифицированных способов осуществления незаконного предпринимательства подробнее.

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации (22% от изученных уголовных дел). Оно характерно для следующих случаев:

  • если лица занимаются предпринимательской деятельностью без регистрации юридического лица, и создают коммерческую организацию без обращения за регистрацией в органы местной администрации;
  • если лицо подало документы на государственную регистрацию предпринимательской деятельности и занимается ею, не дождавшись принятия решения по его вопросу;
  • если лицо получило отказ (законный или незаконный) в государственной регистрации, но продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • осуществление предпринимательской деятельности без регистрации характерное и для случаев, если она проводится после аннулирования государственной регистрации.

Указанный способ незаконного предпринимательства присущ большей частью физическим лицам, которые осуществляют свои преступные намерения в таких сферах, как торговля, ремонт и обслуживание автомототранспорта, аудио -видеоаппаратуры, вычислительной техники, сложных бытовых и измерительных приборов, ремонтно-строительных работ, частно-детективной и охранной деятельности.

Довольно значительное распространение на сегодня получила так называемая незарегистрированная предпринимательская деятельность в форме «уличной торговли». Потребителю предлагается мебель, сложная бытовая техника, посуда, одежда. Как рекламу предлагаемых товаров продавцы и их посредники используют специально изготовленные бирки, карточки, цветные фотографии на переносных планшетах, стендах, на которых указывается наименование, вид и некоторые другие характеристики товара, иногда используются каталоги образцов товара. Рекламированный товар находится отдельно от продавца (или его посредника): на даче, в квартире, транспортном средстве, составах временного сохранения.

Подобная «торговля» наблюдается возле больших магазинов, на рынках. Между покупателем и продавцом достигается определенная договоренность о купле — продаже. Само соглашение, включая полный расчет, происходит по месту нахождения товара у продавца, или по его местожительству, либо месту, куда доставляется покупаемый товар.

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если оно является обязательным (49% от изученных уголовных дел).

Этот способ незаконного предпринимательства возможен как при наличии государственной регистрации, так и без нее. Как способ преступления или форма выражения, незаконное предпринимательство в этом случае выражается в виде:

  • занятие лицензионным видом предпринимательской деятельности лицом, которое прошло государственную регистрацию как предприниматель без образования юридического лица, либо лицами, которые зарегистрировали предпринимательскую организацию без обращения в лицензионные органы и не получили лицензии;
  • занятие лицензионным видом предпринимательской деятельности без регистрации и оформления лицензии;
  • занятие лицензионным видом деятельности после подачи документов на лицензирование, но до момента получения решение о разрешении или отказе в выдаче лицензии;
  • занятие предпринимательской деятельностью лицензионных видов после получения решения об отказе в выдаче лицензии;
  • ведение такой деятельности в случае приостановления действия лицензии или ее аннулирования;
  • занятие лицензионными видами деятельности после окончания срока лицензии;
  • ведение лицензионной предпринимательской деятельности по лицензии, выданной на другой вид деятельности или другой юридическому либо физическому лицу.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования (29% от изученных уголовных дел).

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования как способ незаконного предпринимательства может выражаться в разнообразнейший действиях или, наоборот, в бездеятельности, в зависимости от вида предпринимательской деятельности.

В этом случае способы осуществления незаконного предпринимательства следует дифференцировать, исходя из общих и специальных условий лицензирования.

К преступным нарушениям общих условий лицензирования принадлежит передача лицензии другому юридическому или физическому лицу.

В определении преступных нарушений специальных условий лицензирования следует руководствоваться «Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности». Например, по условиям лицензии на право производства, разлива, сохранения на предприятиях и оптовой реализации готовой алкогольной продукции, виноматериалов и спиртных изделий, полуфабрикатов этой продукции, нарушением условий лицензирования выступает использование этилового спирта не по назначению в объемах, которые превышают квоты; реализация алкогольной продукции партнеру, который не имеет таких лицензий. По результатам проведенного ГДБЭЗ МВД Украины анализа на рынке производства алкогольной продукции установлено, что основная часть неучтенного алкоголя вырабатывается на предприятиях, которые имеют соответствующую лицензию, но в отчетности показывают значительно меньшую часть объемов своего производства. В таких случаях имеет место осуществление такими предприятиями предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензирования. Только в 1996 году сотрудниками ГДБЭЗ выявлено 153 предприятия, вследствие действий которых нанесенный убыток государству на сумму 54,8 млн. гривен.

К числу основных элементов криминалистической характеристики принадлежит система информационных данных о личности преступника.

В юридической литературе справедливо подчеркивается, что оценку преступности следует давать с учетом не только его видов, социальных последствий преступных посягательств, но и личностных характеристик субъектов, совершивших преступление25 .

По сути дела с проблемой личности преступника непосредственно связаны все элементы структуры криминалистической характеристики. Более того, познанием личностных особенностей незаконных предпринимателей во многом определяется уровень научной разработки мероприятий по предупреждению рассматриваемой категории преступлений.

Некоторые ученые, которые анализировали проблемы изучения личности преступника, сходятся на мысли, что рядом с основными признаками, зафиксированными в криминальном законодательстве, необходимо ориентироваться на познании ее социальных, моральных и демографических характеристик, которые в своей совокупности более полно характеризуют лицо, совершившее то или другое преступление, разные стороны его общественного существования и жизненной практики, и которые прямо или опосредствованно связаны с подобным антиобщественным поведением26 . Разделяя этот взгляд, мы, кроме того, считаем, что познание особенностей личности в теоретическом плане будет иметь положительные последствия прикладного характера, поскольку сможет повлиять на повышение эффективности практической деятельности органов правопорядка.

В зависимости от цели и направлений исследования личности преступников учеными предлагались разные классификации и типологии, основанные на общих закономерностях и повторяемых свойствах. Так, некоторые украинские ученые предлагают принять за основу исследования личности преступников «… стойкость профессиональных привычек, нарастание сложности раскрытия преступления, способы осуществления преступления, предметы преступного посягательства» 27. В отличие от них Г.М. Миньковский определял виды преступников, исходя из ценностных ориентаций, мотивации преступления28 . Существуют также и другие критерии классификации личности правонарушителей 29. Предложенные упомянутыми учеными подходы и методики построения классификаций, безусловно, обоснованы, и в полном или частичном объеме могут быть использованы для исследовательской работы.

Среди данных, которые характеризуют личность незаконных предпринимателей с криминалистической точки зрения, важное место принадлежит социально — демографическим признакам (возраст, состояние, местожительство и т.п.). Такие данные разрешают установить связь между отдельными качествами личности и фактом совершения преступления, определить круг наиболее вероятных преступников.

Начатое изучение личности незаконных предпринимателей показало, что наиболее криминогенным возрастом является период от 21 до 40 лет (65%), причем значительная часть такого типа преступлений совершается лицами в возрасте от 31 до 40 лет (35%). Вместе с тем, часть незаконных предпринимателей в возрасте от 18 до 20 лет составила 14%. Результаты исследования разрешили выделить в отдельную вековую группу лиц в возрасте от 16 до 18 лет, что подтверждает известный тезис о тенденции омолаживания преступников. (Приложение В)

Характерным является тот факт, когда, большей частью, молодые люди реализуют свои криминальные наклонности в группе с лицами, которые имеют преступный опыт. Следует отметить, что эта категория лиц проявляет себя преимущественно при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности в сфере посреднических услуг, а также при осуществлении разных торговых операций. Наиболее криминогенным направлением в данном случае являются операции с аудио — видеоаппаратурой, компьютерной техникой, программным обеспечением ЭВМ, аудио — видеокассетами.

Семейное состояние исследуемой категории лиц не имеет ярко выраженных полярных показателей. Из числа подозреваемых — 76% состояли в браке, 7% -одинокие, 17% — разведенные. Вместе с тем, семейные отношения незаконных предпринимателей характеризуются, с одной стороны, стойкими семейно -бытовыми связями, в других случаях — их ослаблением, в-третьих — полной их потерей. Необходимо подчеркнуть, что в последнее время прогрессирует тенденция привлечения к незаконной предпринимательской деятельности целых семей (мужчина, жена, дети) для работы в «подпольных цехах» по разливу алкогольной продукции, минеральных газированных вод. При этом преступники в Киеве, Харькове стараются вовлекать в такую деятельность семьи из ближнего зарубежья -России, Молдовы. Схема в таких случаях чрезвычайно простая.

Используя факт обязательной регистрации в органах внутренних дел, организаторы «подпольных цехов» обещают решить вопрос с регистрацией и временной пропиской лицам, которые прибывают в вышеуказанные города, а потом отбирают у наемных работников паспорта, которые не дает возможности выехать им за пределы Украины.

По данным исследования, для незаконных предпринимателей характерен разный уровень образования: среднее — 23%; среднее специальное — 26%; незаконченное высшее — 3%; высшее — 48% (Приложение В).

Следует отметить, что в некоторых случаях высокий образовательный уровень незаконных предпринимателей объединяется с усовершенствованием криминальных привычек, изготовлением нетрадиционных форм осуществления преступных намерений, хитроумных способов утаивания содеянных преступлений. Другими словами, чем более сложен способ совершения преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью, тем выше уровень образования незаконного предпринимателя 30.

Таким образом, взаимосвязь между указанными явлениями дает основание работникам правоохранительных органов при выявлении признаков тщательно скрываемого преступления в ряде случаев выдвигать версии о причастности к нему специалистов, которые имеют высокий образовательный уровень.

Именно с учетом образовательного уровня должна строиться следственная та оперативная работа, связанная с привлечением к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.

Однако, оценивая криминальную ситуацию на основании приведенных показателей, нельзя допускать их одностороннего толкования. Образовательный уровень личности незаконных предпринимателей — это лишь один, и не главный элемент характеристики. Личность, как определяющий элемент преступления, как и любое другое явление, следует рассматривать лишь в совокупности с другими признаками.

Особую группу факторов, которые характеризуют незаконных предпринимателей, составляют взаимосвязанные факторы: место совершения преступления и местожительство. Данные, полученные во время обработки материалов уголовных дел, разрешают сделать вывод, что 78% лиц, которые занимались незаконной предпринимательской деятельностью, проживали в городах с населением свыше 150 тысяч человек, 15% — проживали в населенных пунктах городского типа, 7% — в сельской местности (Приложение Г). В ходе анкетирования сотрудников ГДБЭЗ было выяснено, что в последнее время незаконные предпринимательские операции на потребительском рынке характеризуются увеличением количества сельских жителей. В этом случае сельские жители выполняют функцию частных оптовиков — посредников при реализации сельскохозяйственной продукции без соответствующей регистрации или лицензирования. По данным Госкомстата в 1999 — 2001 годах в Украине резко возросла часть сельскохозяйственных продуктов, реализуемых нетрадиционными каналами, а именно незаконными предпринимателями: зерна — в 10 раз, картофеля — в 5 раз, подсолнуха — в 16 раз, фруктов, ягод, скота, птицы, яиц — в 2 раза.

Продовольственный маршрут прилавок-поле-прилавок в значительной мере занят оптовиками — посредникам — жителями сельской местности. Большей частью, частные посредники оперируют денежной наличностью, которая в значительной мере ускоряет проведение незаконных операций, повышая эффективность их работы по сравнению с традиционными методами оптово-розничной торговли. Владея значительными суммами денежной наличности, незаконные предприниматели имеют возможность подкупа должностных лиц для достижения собственной цели.

Изучение и анализ материалов уголовных дел свидетельствует, что взаимосвязь — место совершения преступления и местожительство — в осуществлении незаконного предпринимательства имеет ярко выраженную зависимость.

В данном случае катализатором, который стимулирует развитие специфических форм незаконного предпринимательства, являются следующие факторы:

а) «прозрачность» границ (возможность легкого перехода и перевоза разных грузов автотранспортными средствами);

б) трудность осуществления следственных действий и оперативно — розыскных мероприятий правоохранительными органами, а часто и невозможность их выполнения в пограничных районах и на территории соседнего государства (снижается фактор оперативного реагирования соответствующих подразделений в предупреждении и раскрытии фактов незаконного предпринимательства);

в) сращение межрегиональных и межгосударственных преступных группировок;

г) возрастающий уровень безработицы в отдельных сопредельных с Украиной районах, (возможность привлечения отдельных категорий граждан в преступную деятельность);

д) различия в политике цен с соседними регионами других государств на промышленные и продовольственные товары, строительные материалы, медицинские препараты и т.п.

Одним из факторов, являющимся показателем общественной опасности незаконного предпринимательства, есть осуществление его в составе группы. По данным исследования, 73% осужденных за незаконное предпринимательство совершили преступление в группе. В частности, из числа преступлений, совершенных в соучастии, 15% преступлений содеяны группой из 2 — х лиц, 24% — из 3 — х лиц, 33% — из 4 — х лиц, 28% были объединены в группу из 6 и более участников (Приложение Г).

Незаконных предпринимателей отличает довольно четкая корпоративность, сплоченность, организованность. Преобладающая часть участников незаконных предпринимательских групп обеспечивала подготовку, осуществление и непосредственное утаивание преступления. Организаторы, исполнители и пособники, большей частью, знали друг друга в лицо. Традиционно роль лидера в группе выполняло лицо, которое пользуется авторитетом и владеет необходимыми знаниями в сфере предпринимательства.

Структура преступных групп может быть простой и сложной. В простой группе каждый участник непосредственно связан с другими, а также с организатором группы. В группе со сложной структурой — члены не всегда знают основных организаторов и соисполнителей, часто они держат связь с руководителями через посредников.

Необходимо отметить, что в последнее время четко прослеживается тенденция к организации групп незаконных предпринимателей лиц, которые имеют богатый преступный опыт и криминальные связи.

Рассмотренные основные элементы криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением порядка занятия предпринимательской деятельностью, по нашему мнению, могут служить в качестве исходных для рассмотрения криминалистических проблем предупреждения, раскрытия и расследования исследуемого преступного действия.


Приложение А

ВЫЯВЛЕНО ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

1998 1999 Динамика в %
ВСЕГО 65322 65724 0,6
Удельный вес в количестве
зарегистрированных преступлений
по всем линиям:
11,3 11,8 0,5
Тяжких 22550 25480 12,9
Удельный вес в % 34,5 38,7 4,2
в том числе, хищений 13923 13724 -1,4
Удельный вес 21,3 20,9 -0,4
из них: в больших и особо больших размерах 6254 5486 -12,3
Удельный вес 44,9 40,0 -4,9
Краж 4040 4480 10,9
Удельный вес 6,2 6,8 0,6
Сокрытий валютной выручки 182 404 2,2р.
Удельный вес 0,3 0,6 0,3
Взяточничеств 2448 2326 -5,0
Удельный вес 3,7 3,5 -0,2
Фальшивомонетничества 4027 2790 -30,7
Удельный вес 6,2 4,2 -2,0
Нарушений правил валютных
операций
1726 1524 -11,7
Удельный вес 2,6 2,3 -0,3
Фиктивное предпринимательство 168 227 35,1
Удельный вес 0,3 0,3
Уклонений от уплаты налогов 10481 10520 0,4
Удельный вес 16,0 16,0
Мошенничеств с финансовыми
ресурсами
1729 1710 -1,1
Удельный вес 2,6 2,6
Нарушений порядка занятия
предпринимательской деятельностью
1032 972 — 5,8
Основные абсолютные показатели преступности
Года Зарегистрировано преступлений Количество расследованных
преступлений
Динамика
1998 Ст. 148 — 3 — 1032 998 — 5,8
1999 Ст. 148 — 3 — 972 924 — 7,4
2000 Ст. 148 — 3 — 1998 1066 -22,3
2001 Ст. 202 — 2470 1049 X
2002 Ст. 202 — 3295 1869 X

Приложение Б

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ДИАГРАММА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ
НАРУШЕНИЙ ПОРЯДКА ЗАНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И
КОЛИЧЕСТВА УГОЛОВНЫХ ДЕЛ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ

НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЗАНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ


Приложение В

ГРАФИК УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЗРАСТА ПРЕСТУПНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ НЕЗАКОННЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ


Приложение Г

ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ — СТ.202 УК УКРАИНЫ

МЕСТО СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ


[1]См., например: Колесников В.В. Экономическая преступность и рыночные реформы. Политико — экономические аспекты. — Спб., 1994. — С. 81; Крылов А.А. Социально — экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. Автореф. Дис. … доктора эконом. наук Академия МВД РФ. — М., 1993. — С. 7; Попович В.М. Тіньова економіка як предмет економічної кримінології.- К.,1998.- 447с.; Пчолкін В.Д. Проблеми оперативно-розшукової діяльності у боротьбі з економічними злочинами. // Вісник Академії правових наук України. — Харків;-1997.- № 4 (11).-216с. и др.

[2]Крылов А.А. Социально — экономические основы деятельности милиции в обществе рыночного типа. Автореф. Дис. … доктора эконом. наук Академия МВД РФ. — М., 1993. — С. 7

[3]Долженков О.Ф. Інфраструктура організованої економічної злочинності: Монографія. — Одеса: НДРВВ ОЮІ НУВС, 2002. — 254 с.

[4]Лукашов А.В. Правовые и организационно-тактические проблемы советского уголовного розыска. Автореферат. дисс. докт. юрид. наук.-М.,1968.-18.с

[5]Долженков О.Ф. Інфраструктура організованої економічної злочинності: Монографія. — Одеса: НДРВВ ОЮІ НУВС, 2002. — 254 с.

[6]Витте Д.Э. Характер и масштабы незарегистрированной экономической деятельности: обзор данных недавно проведенного в США исследования. — Сборник переводов №542. — М.: ВНИИ МВД РФ, 1990. — С. 105 — 165

[7]Задихайло Д.В. Підприємницьке право в Україні — Харків: Еспада — Синтекс, 1998. — С. 38.

[8]Лукашенко А.М. Проблеми правового регулювання підприємництва в Україні//В кн: Методологічні проблеми приватного права//Збірник наукових праць — К.: Манускрипт, 1996. — С. 65.

[9]Дудуров О.О., Мельник М.І. Хавронюк. Злочини у сфері підприємництва: Навчальний посібник. — К: Атіка, 2001. — 608 с.

[10]Лопушанський Ф.А. Боротьба з господарськими злочинами — Донецьк, 1997. — 160 с.

[11]Указ Президента України «Про деякі заходи з дерегулювання підприємницької діяльності», затверджено постановою КМ України №740 від 25 травня 1998 р.

[12]Закон України «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» від 1 червня 2000 р.

[13]Перелік органів ліцензування, затверджений постановою КМ №1698 від 14 листопада 2000 р.

[14]Гуторова Н.О. Відповідальність за порушення порядку зайняття господарською та банківською діяльністю: історія розвитку і проблеми застосування кримінального законодавства.- Право України, 2002.- С.81 — 84.

[15]Звіт Міністерства внутрішніх справ перед українським народом// МВС України.- Міліція України.- 02/2003р.

[16]Інформація ДІТ МВС України за 1998 — 2002 рр.

[17]Миньковский Г.М. Преступность в СССР в 1989 г.: статистические данные, криминологический комментарий.//Советское государство и право. — №6. — 1990.- С. 82.

[18]Акутаев Р.М. Латентная преступность: Актуальность проблемы и понятия//Государство и право. — №2. — 1997. — С. 79 — 87.

[19]Інформація ДІТ МВС України за 1998 — 2002 рр.

[20]См.: Зорин Г.А., Танкевич О.В. Криминалистическая характеристика транснациональных преступных групп.- Гродно: изд-во Гродн. ф-ла «Негосударственного института современных знаний», 1997.- с. 3-38; Криминалистика./Под ред. А.Ф. Волынского. — М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999.- с.313; Куликов В.И. Основы криминалистической теории организованной преступной деятельности.- Ульяновск: Филиал МГУ, 1994.- с.96-104; Лузгин И.М. Некоторые аспекты изучения организованной преступности.// Вестник МГУ, Серия 11.Право.- № 6.-1991.- С. 28; Марчук Е.К. Криминалистическая и уголовно-правовая характеристика преступных организаций./Дис. … канд. юр. наук.-Харьков: МВД Украины, 1998.- с. 10-15; Тищенко В.В. Криминалистическая характеристика корыстно-насильственной преступной деятельности.//Актуальные проблемы уголовного процесса и криминалистики на современном этапе.- Одесса: Одесский гос. ун-тет, 1993.- С. 203-209; Тищенко В.В. Криминалистическая характеристика преступлений в структуре методики расследования.// Юридична освіта і правова держава (до 150-річчя юр. ін-ту ОДУ).- Одеса: Астропринт, 1997.- С.250-256; Яблоков Н.П. О криминалистических проблемах раскрытия и расследования преступлений, совершенных организованными преступными сообществами.//Вестник МГУ.- Серия 11. -Право.-№ 6.-1991.- С.23. Колесниченко А.Н., Коновалова В.Е. Криминалистическая характеристика преступления. — Харьков, 1986. — С. 25; Гончаренко В.И., Кушнир Г.А., Подпалый В.Л. Понятие криминалистической характеристики преступлений // Криминалистика и судебная экспертиза, — 1986. — Вып. 33. — С. 3-8; Старушкевич А.В. Криміналістична характеристика злочинів. — К., 1997. — С. 23 и др.

[21]Веселинский В. Криміналістична характеристика злочинів // Право України. — 2001. — №5. -С.112-114.

[22]Подробнее см.: Петелин Б.Я. Вина в структуре криминалистической характеристики преступлений // Вопросы борьбы с преступностью. — 1985. — Вып. 43. — С.53.

[23]См.: Колесниченко А.Н., Матусовский Г.А. Вопросы программирования деятельности следователя // Криминалистика и судебная экспертиза, — 1980. — Вып. 21. — С. 34; Соя-Серко Л.А. Программирование расследования // Соц. законность. — 1980. — №1. — С. 33-95; Селиванов Н.А. Типовые версии, следственные ситуации и их значение для расследования // Соц. законность. — 1985.- №7. — С. 32-42; Эйсман А.А. Теоретические вопросы программирования расследования // Вопросы борьбы с преступностью. — 1987.- Вып. 45.- С. 43.

[24]Ищенко А.М. Предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых с использованием служебного положения в системе бытового обслуживания населения (по материалам органов внутренних дел Украинской ССР): Дис. … канд. юрид. наук. — М.,1989. — С. 39.

[25]Федорчук П. Запобігання економічним злочинам (за матеріалами «круглого столу»)//Право України — 2002. — №4. — С. 163 — 164.

[26]Тацій В. Боротьба зі злочинністю у сфері економічних відносин як вирішальний напрямок діяльності органів//Вісник Прокуратури. — 2002. — №1. — С. 13 — 18.

[27]Білецький В. Удосконалення боротьби зі злочинністю у сфері зовнішньо — економічної діяльності//Право Укр. — 1997. — №9 — С 32 — 35.

[28]Миньковский Г.М. Разработка оснований классификации личности преступника и значение этой классификации для совершенствования системы мер борьбы с преступностью//Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. — М., 1979. — С. 5.

[29]Христич І.О. Проблеми методики обчислення збитків від господарських злочинів//Використання досягнень науки і техніки у боротьбі зі злочинністю: Матеріали наук. практ. конференції 19 листопада 1997 р. — Х., 1998. — С. 134 — 136.

[30]Андрушко П. коментар до Ст. 202 КК України (Зайняття забороненими видами господарської діяльності//Юрид. вісн. Укр. (Інформ. прав. банк). — 2001. — №43 — С. 36 — 40.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.