Зелинская Н.А. " Международно-правовые стандарты прав человека в сфере уголовной юстиции: понятие и виды" : Одесский центр по изучению организованной преступности и коррупции

| Главная | Рубрики | Информация о центре | Ссылки |                                                                                                                  Регистрация | Вход

Зелинская Н.А.

Международно-правовые стандарты прав человека в сфере уголовной юстиции: понятие и виды *

Пятидесятилетие принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека служит серьезным поводом для подведения итогов развития различных направлений общемирового гуманитарного процесса. Одним из таких направлений является гуманизация уголовного правосудия, создание действенной системы защиты прав человека, вовлеченного в его орбиту. Как подчеркивается в Руководящих принципах в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка (1990), «справедливая, беспристрастная и гуманная система уголовного правосудия является необходимым условием осуществления основных прав человека гражданами всех стран. Она способствует созданию равных возможностей в области экономической, социальной и культурной жизни…» (1).

явилась основой для создания во многом уникального для международного права института — международных стандартов прав человека. За прошедшее пятидесятилетие усилиями мирового сообщества была разработана система стандартов прав человека, касающаяся наиболее важных аспектов человеческой деятельности. Стандарты дают представление о минимальном уровне правовой защищенности индивида. Можно допустить различную степень соблюдения того или иного принципа, но в то же время необходимо поставить предел, за которым практика считается не соответствующей международно-правовым требованиям.

Международно-правовые стандарты прав человека в области уголовной юстиции состоят из норм, значительно различающихся по способу создания и форме существования, методу регулирования и степени обобщения.

По своей форме, то есть в зависимости от источника формирования, международно-правовые стандарты в области прав человека могут быть разделены на три группы: 1) обычные нормы; 2) нормы договорного характера; 3) стандарты, принятые в системе ООН, Совета Европы, других международных организаций и являющиеся рекомендательными нормами.

Многие положения о правах человека стали частью обычного международного права. Они составляют первую группу стандартов. Всеобщая декларация прав человека содержит ряд норм, имеющих непосредственное отношение к защите прав человека, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства. Эти положения являются настолько значимыми, что приобрели характер универсального общечеловеческого закона, несоответствие которому национального законодательства и практики следует рассматривать как грубое нарушение императивных норм общего международного права. В их числе можно назвать право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3); право не подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию(статья 5); право на равную защиту закона; право на защиту от какой бы то ни было дискриминации(статья 7); право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами(статья 8); право не подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию (статья 9); право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (статья 10); право обвиняемого считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты (статья 11)(2).

Возражая против точки зрения, согласно которой Всеобщая декларация прав человека стала обязательной для всех государств, Р.А.Мюллерсон пишет, что для отнесения всех норм к числу общепризнанных обычных нет необходимой практики государств(3,33). Это утверждение далеко не бесспорно. Пятидесятилетний опыт применения положений Всеобщей декларации прав человека позволяет согласиться с мнением о том, что в ней сосредоточены общеобязательные нормы общего международного права. Многочисленные заявления государств о признании ими норм Декларации, ссылки на нее в конституциях, других законодательных актах, международных документах, развитие ее положений в договорной практике и нормотворческой деятельности международных организаций свидетельствуют о приобретении ими свойства opinio juris. Как отмечает И.И. Лукашук, в современном международном праве происходит изменение в соотношении практики и opinio juris. Если в прошлом главная роль отводилась первой, то теперь — второму. Opinio juris может быть, хотя и со всеми предосторожностями, выведено из отношения государств к определенным резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Согласие с такими резолюциями следует понимать как признание силы за нормой или комплексом норм, провозглашенных резолюцией. Следовательно, если резолюция провозглашает существование определенных международно-правовых норм, то согласие с ней означает opinio juris. В большинство случаев под согласием с резолюцией понимается не голосование за нее, а признание за ее положениями юридической силы, как правило, в молчаливой форме(4,77). Механизм образования обычных норм в сфере прав человека имеет существенную специфику: они формируются, главным образом, не на основе практики государств, а на базе договоров и резолюций международных организаций. Нарушения важнейших норм о правах человека, которые допускают государства в своей практике, не исключают юридической силы этих норм. Так, установление факта, что в практике того или иного государства допускаются пытки в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, не лишает юридической силы общепризнанное правило о запрете пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Вторая группа стандартов прав человека в сфере уголовного правосудия состоит из норм договорного характера, являющихся обязательными для государств-участников договора. Следует отметить, что многие из норм, зафиксированных в важнейших международных договорах по правам человека (в первую очередь, в Международном пакте о гражданских и политических правах), являются нормами общего международного права. Одним из распространенных методов создания обычных норм является их образование на базе широкого признания конвенционных. Именно таким образом утверждались многие важные нормы общего международного права, включая те, которые относятся к правам человека. Норма, конвенционная по своему происхождению, в дальнейшем входит в состав общего права и как таковая принимается «opinio juris», становясь обязательной для государств, не участвующих в договоре (5,92).

Многие наиболее важные положения Международного Пакта о гражданских и политических правах, Конвенции против пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, относящиеся к сфере уголовного судопроизводства, могут быть признаны обязательными для государств, не являющихся их участниками. Таким образом, одинаковые по содержанию нормы, касающиеся прав человека в уголовном процессе, носят характер договорных для государств-участников конвенции, будучи нормами обычного права для других государств. Безусловно, участие государств в такого рода конвенциях налагает на них более конкретные обязанности и дает большие гарантии защиты провозглашаемых прав. Существенные различия проявляются в порядке имплементации таких норм и формах международного контроля за их соблюдением.

Для государств-участников договоров предусмотрены конвенционные механизмы защиты прав человека. Главная особенность конвенционных механизмов состоит в том, что они касаются исключительно государств-участников той или иной конвенции.

Международный пакт о гражданских и политических правах содержит целый комплекс общих принципов права, признанных мировым сообществом. Эти принципы входят как в международное, так и в национальное право: равенство перед судом, презумпция невиновности, право на защиту и другие. Общие принципы права играют существенную роль во взаимодействии международного и национального права. Будучи сформированными на базе национальных правовых систем, они воспринимаются и развиваются международным правом, а затем «возвращаются» в национальное право в унифицированном виде. Совокупность таких норм можно назвать «транснациональным правом». Эта система не регулирует отношения между субъектами международного права и не является его частью. Образовавшись путем имплементации норм международного права в национальное, такие нормы действует внутри национального права в круге его субъектов, однако их исполнение находится «под контролем» права международного. Такого рода правовые нормы не могут быть произвольно изменены или отменены государством, так как в своей правотворческой деятельности государства связаны международно-правовыми обязательствами. В сфере уголовной юстиции транснациональные нормы приобретают особое значение. Это определяется, прежде всего, транснациональным характером того явления, которое порождает необходимость существования уголовной юстиции — преступности. Интернационализация преступности неизбежно влечет за собой интернационализацию ответных мер общества.

Международно-правовые стандарты, относящиеся к сфере уголовной юстиции, могут иметь региональный характер. Особое значение имеет европейская система защиты прав человека, функционирующая в рамках Совета Европы. В ее основе лежит Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953г. К Конвенции были приняты одиннадцать протоколов, дополняющих ее и вносящих в нее изменения. Статья 19 Конвенции предписывает создание Комиссии и Суда «для обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими договаривающимися сторонами». Ратификация Конвенции и признание права частных лиц на подачу индивидуальных заявлений, а также обязательной юрисдикции Европейского суда по правам человека рассматриваются в настоящее время в качестве обязательного условия членства государств в Совете Европы. О том, какое значение придавалось контрольному механизму авторами Конвенции, свидетельствует сама ее структура: ему посвящены из 5 частей 3, а из 66 статей — 38(6).

Система защиты прав человека, предусмотренная Конвенцией, по своей природе является субсидиарной, то есть вспомогательной, что воплощено в установленном ею процессуальном правиле: лицо вправе подать жалобу в Совет Европы, лишь исчерпав все доступные внутригосударственные средства правовой защиты. Это означает, что защиту прав человека должны обеспечивать прежде всего государственные органы, включая национальные суды, которые обязаны признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей деятельности. Европейский суд призван содействовать национальным судам в применении норм Конвенции. Таким образом, конвенционная система защиты прав человека требует и одновременно способствует тому, чтобы государства постоянно совершенствовали свою правозащитную систему, добиваясь ее функционирования в соответствии с общепризнанными нормами международного права и процессуальными стандартами, предусмотренными Европейской конвенцией. По мнению авторов международного научно-исследовательского проекта «Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества», наиболее ценный опыт европейской юриспруденции состоит в том, что никакая модель уголовного судопроизводства не может избежать контроля со стороны Страсбургского суда, вследствие чего на основе конвенции, которая разработана отнюдь не как уголовно-процессуальный документ, возможно сближение методов ведения процесса, ведущее к созданию единой европейской модели уголовного процесса, которая может быть сочтена идеалом, дающим возможность для многочисленных адаптаций (7,38).

О действенности европейской системы свидетельствуют случаи внесения серьезных изменений в национальное уголовно-процессуальное законодательство в соответствии с принятыми Европейским судом решениями рядом государств: Австрией, Грецией, Италией, Францией, Швейцарией. Все участники Конвенции заинтересованы в том, чтобы постоянно изучать практику ее контрольных органов, не принимать противоречащие практике нормативные акты и вносить необходимые изменения в действующее законодательство В процессе рассмотрения дел Комиссия и Суд проводят своего рода оценку степени приверженности каждой национальной юридической системы принципам, изложенным в Конвенции. Таким образом, на базе решений контрольных органов Конвенции формируется прецедентное право, которое имеет две сферы применения: во-первых, его применяют Комиссия и Суд, то есть международные органы; во-вторых, оно имеет широкое применение в деятельности национальных судебных органов. Такого рода прецедентное право, являясь по своему характеру транснациональным, дает четкие стандарты прав человека в уголовном процессе.

Перед Украиной как участником Конвенции стоит сложная задача приведения национального законодательства и правоприменительной практики в полное соответствие со стандартами Совета Европы. Выполнение этой задачи осложняется тем, что правовая система Украины в целом обладает низкой восприимчивостью к применению норм международного права, а уголовно-процессуальное право — в особенности. Нельзя не заметить, что уголовно-процессуальное законодательство Украины в течение последних лет претерпело значительные позитивные изменения. Вместе с тем остается немало нерешенных проблем, среди которых — отсутствие в национальном законодательство надлежащей регламентации процедуры выдачи лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Институт выдачи, по существу, не разработан в национальном законодательстве Украины. Положения международных договоров не могут заменить отсутствующую уголовно-процессуальную регламентацию. Не утратила актуальности и проблема обеспечения прав психически больных лиц в уголовном процессе.

К третьей группе международно-правовых стандартов прав человека в сфере уголовного правосудия отнесены правила, принятые в системе ООН и других международных организаций. Стандарты и руководящие принципы Организации Объединенных Наций образуют набор рекомендательных норм, отражающих «сознание» международного сообщества. Они служат своего рода образцом, по которому государства могут оценивать национальную практику и модернизировать свои системы уголовной юстиции.

Организация Объединенных Наций со времени своего основания играла ведущую роль в разработке многочисленных международно-правовых документов в области прав человека и уголовного правосудия. В рамках ООН и ее специализированных учреждений сложилась целостная и взаимосвязанная система международного сотрудничества в деле обеспечения прав человека. В 1950 году ООН официально взяла на себя выполнение функций Международной уголовной и пенитенциарной комиссии, включая, в частности, проведение один раз в пять лет конгрессов по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В целях выработки рекомендаций по вопросам политики в области предупреждения преступности и обращения с правонарушителями для Секретариата и соответствующих политических органов (в первую очередь — Экономического и Социального Совета) создавались различные органы экспертов. В результате работы таких органов был создан Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней, который провел в период с 1972 по 1990 годы 11 сессий. 18 декабря 1991 года была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 46/152, озаглавленная «Создание эффективной программы Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия». Важнейшим структурным изменением, вытекающим из этой резолюции, было создание взамен Комитета Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию, ставшей одной их функциональных комиссий Экономического и Социального Совета(8,4-6). Обе программы ООН — по предупреждению преступности и уголовному правосудию и по правам человека — взаимодополняют друг друга в достижении общей цели — обеспечить уважение достоинства и прав индивида и гуманизацию уголовного правосудия. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию проводит совместные мероприятия с Центром по правам человека ОНН (9).

Существенный аспект Программы деятельности Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия представляют Конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Они создают широкие возможности для разработки стандартов и норм в области предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Как видно из самого наименования Программы, Комиссии и Конгрессов, в проблеме международного сотрудничества в этой сфере можно выделить два крупных комплекса вопросов: 1) создание концепции причин преступности в современном обществе; 2) разработка международных минимальных стандартных правил функционирования правосудия и обращения с лицами, вовлеченными в его орбиту. Вопросы обращения с правонарушителями привлекли внимание мирового сообщества ещё до создания ООН: в 1934 году Лига Наций одобрила Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, разработанные Международной уголовной и пенитенциарной комиссией. Впоследствии более поздний вариант этих правил был принят первым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который проходил в Женеве в 1955 году и стал одним из главных документов Программы действий ООН области предупреждения преступности и уголовного правосудия(в 1984 году Правила были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными).

С середины семидесятых годов обнаруживается тенденция значительного повышения интереса к проблемам защиты прав человека в области уголовной юстиции. В 1975 году на пятом Конгрессе, проходившем в Швейцарии, была принята Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Она открыла путь к принятию Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 году одноименной конвенции. Были заложены основы для принятия Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который в 1979 году был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. На шестом Конгрессе (Венесуэла,1980) была принята известная Каракасская декларация, поддержанная Генеральной Ассамблеей ООН в резолюции 35/171 1980 года. На этом конгрессе обсуждались Стандартные минимальные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). На седьмом Конгрессе, который проходил в 1985 году в Милане (Италия), одним из самых актуальных стал вопрос об интернационализации правосудия в ответ на процесс интернационализации преступности. Был принят так называемый Миланский план действий. В ходе обсуждений на седьмом Конгрессе разработано Типовое соглашение о передаче заключенных-иностранцев. Рекомендации об обращении с заключенными-иностранцами, также принятые на проходившем в Милане Конгрессе, эффективно дополняют Типовое соглашение. Тогда же была принята Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. В ней предлагались меры, которые должны быть осуществлены с целью улучшения доступа к правосудию, обращения, реституции, компенсации и социальной помощи для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Выводы проходившего в Милане Конгресса были одобрены Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 40/32 от 29 ноября 1985года. Заметную роль в выработке стандартов прав человека, вовлеченного в орбиту уголовного правосудия сыграл проходивший Гаване (Куба) в 1990году восьмой Конгресс. Об этом убедительно свидетельствует перечень принятых им документов: Рекомендации относительно международного сотрудничества в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития, Основные принципы обращения с заключенными, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, Правила Организации Объединенных Наций , касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, Типовой договор о выдаче, Типовой договор о взаимной помощи в области уголовного правосудия, Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства, Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями-иностранцами, которые были условно осуждены или условно освобождены, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, Основные принципы, касающиеся роли юристов, Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней, Руководящий принципы, касающийся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (1). Работа продолжалась на девятом Конгрессе, состоявшемся в 1995 году в Каире, где были приняты несколько важных резолюций и вынесены практические перспективные рекомендации (10).

Конгрессы ООН внесли большой вклад в разработку стандартов прав человека, вовлеченного в сферу уголовного процесса. Они оказывают влияние на национальную политику, содействуя обмену информацией и опытом, мобилизуя общественное мнение и концентрируя внимание на основных проблемах, представляющих интерес для государств-членов ООН и научного сообщества. В последние годы значительно возросло количество созданных в рамках ООН стандартов, что выдвинуло на первый план проблему обеспечения их эффективности. Несмотря на рекомендательный характер стандартов, не вошедших в договорную практику, они имеют значительное влияние на национальное законодательство. Вместе с тем явно назрела необходимость совершенствования механизмов и процедур надзора за соблюдением стандартов. Для этой цели следует использовать более действенные международные механизмы сотрудничества государств при посредничестве ООН. Такими механизмами, являются, в первую очередь, международные договоры (включая многосторонние конвенции), которые переводили бы рекомендательные нормы ООН в разряд договорных и юридически обязательных для государств-участников соглашений. Для эффективного сотрудничества необходимы политическая воля и готовность пересмотреть некоторые традиционные понятия и практику, чтобы привести их в соответствие с международно-правовыми стандартами. Частью этих усилий является обновление национальных законодательств и модернизация систем отправления правосудия. В этой связи возникает новый аспект сотрудничества — разработка типового имплементационного законодательства и подготовка соглашений и договоренностей о сотрудничестве с использованием документов Организации Объединенных Наций. Создание и надлежащее функционирование правовой и судебной системы являются непременным условием существования любого жизнеспособного общества и устойчивого прогресса. Правосудие является той основой, на которой зиждется гражданское общество и демократия, а содействие его осуществлению представляет собой одно из ключевых условий укрепления социального доверия. Генеральный Секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали отмечал, что «в станах, где предпринимаются усилия по достижению мира, жизненно важно обеспечить ознакомление полиции, прокуроров, судей тюремного персонала и юристов с международным опытом и экспертными знаниями, что является непременным условием создания эффективной и справедливой системы уголовного правосудия — одного из базовых элементов демократии» (8,1).

* Международно-правовые стандарты прав человека в сфере уголовной юстиции: понятие и виды // Юридический вестник. — № 4.- 1998.

Литература

  1. Док.ООН. А/CONF. 144/28; 2.Организация Объединенных Наций. Официальные отчеты первой части третьей сессии Генеральной Ассамбели.8/810. — С.39-42
  2. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.,1991.-160с. 4.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. — М.,1996 .- 367с.;5.Лукашук И.И. Механизм международно-правового регулирования. — Киев, 1980. -165с.
  3. Эвропейська конвенція з прав людини. // Український часопис прав людини.- 1995.-№2.- С.104-141
  4. Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. Международный научно-исследовательский проект. — М.,1994
  5. Программа Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: обзор// Международный обзор уголовной политики. — №47,48. — 1996-1997.- Издательство ООН. В продаже под № R.97.IV.4
  6. См.Human Rights and Pre-trial Detention. A Handbook of International Standards Relating Pre-trial Detention, Professional Training Series № 3 (United National, Sales № E.94.XIV/6).
  7. Док. ООН A/CONF/169/16.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.