| Главная | Рубрики | Информация о центре | Ссылки |                                                                                                                  Регистрация | Вход

Анна Кириченко

 СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНИЯ КОНТРАБАНДЫ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В УКРАИНЕ

 (/ Анна Кириченко //  Закон и жизнь : Международный научно-практический правовой журнал.  –  2013.  –  № 11. С. 111-114.)

Постановка проблемы. Со­временные процессы глоба­лизации наркобизнеса, как и органи­зованной преступности вообще, не смогли обойти территорию Украины. Происходила качественная перестрой­ка структуры нелегального оборота наркотиков в нашем государстве, меж­дународные преступные группировки стали срастаться с аналогичными кри­минальными структурами в Украине, технологический и научный потенциал химической промышленности нашего государства был привлечен к органи­зации подпольных лабораторий по из­готовлению новых видов наркотиков.

За время становления Украины как суверенного государства в зоне государственной границы Украины не прекращается деятельность нар­кодельцов и связанных с ними групп организованной преступности, ко­торые используют политическую и социальную нестабильность, отсут­ствие демаркации границы Украины со странами СНГ и наличие многих объездных путей, которые слабо контролируются пограничными во­йсками. Эти преступные действия взрывают политическую стабиль­ность, экономические реформы и правопорядок в нашей стране.

Используя нашу территорию как своеобразный «мост» для нелегаль­ного перемещения наркотиков из

Южной и Средней Азии в Западную Европу, транснациональные нарко­синдикаты значительно активизи­ровали транспортировку наркотиче­ского зелья через Украину, используя железнодорожный, авиационный и автомобильный транспорт. В планах иностранных дельцов наркобизнеса Украина рассматривается и начинает использоваться в качестве полигона для транзита наркотиков, как пере­валочная база для «афганского» и «балканского» канала поступления наркотиков, как страна-потребитель наркотических средств.

Состояние исследования. Осо­бенную опасность вызывает то, что некоторые формы современной кон­трабанды все теснее сливаются со структурами организованной пре­ступности. Как отмечает А. А. Му­зыка, каналы контрабанды наркоти­ков достаточно законспирированы. Некоторые из них контролируются структурно разветвленными орга­низованными преступными груп­пировками, которые действуют на интернациональной основе, имеют собственные службы разведки и контрразведки, сеть наркокурьеров, современное техническое оборудо­вание, финансовое обеспечение и вооружение [3, с. 21].

Мы соглашаемся с С. О. Сорокой, которая, как и другие ученые-кри­минологи, справедливо считает кон­трабанду наркотических средств со­ставляющей наркобизнеса, под кото­рой следует понимать деятельность на межрегиональном и международ­ном уровнях по созданию организо­ванных групп и преступных органи­заций с развитыми иерархической структурой по вертикали и функцио­нальной структурой по горизонтали, которая направлена на незаконное производство, изготовление, хра­нение, перевозку, пересылку, в том числе и путем контрабанды, с це­лью сбыта наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, для получения не­законных прибылей с последующей их легализацией [5, с. 145].

Изложение основного материа­ла. Анализируя официальную и слу­жебную информацию, нормативную базу, которая касается организации борьбы с контрабандой, можно при­йти к выводу, что особенное внима­ние и стратегическое значение для ГТС Украины имеет борьба с неза­конным оборотом наркотиков, кото­рая в течение последних двух-трех лет приобрела особенную остроту в связи с попыткой международных наркокартелей использовать терри­торию Украины для транзита нарко­тиков. Контрабандисты постоянно совершенствуют тактику, формы и методы преступной деятельности. Контрабандой и реализацией нар­котиков стали заниматься опытные правонарушители – «профи», кото­рые пытаются наладить стабильные связки с работниками государствен­ных, правоохранительных структур и квалифицированными адвокатами.

В условиях, которые сложились в этом направлении работы, самым эффективным методом борьбы с наркобизнесом ГТС Украины счита­ет использование оперативной ин­формации относительно противо­правной деятельности преступных группировок. Однако проблемным оставался вопрос обмена информа­цией: ввиду того обстоятельства, что таможенные органы Украины не имели права на осуществление ОРД, оперативные подразделы та­моженных служб других стран не всегда информировали ГТС Укра­ины о проведении многоходовых международных операций по пре­кращению контрабанды. Это значи­тельно ограничивало возможности наших таможенников относительно участия в международном сотруд­ничестве по линии борьбы с нарко­бизнесом.

Основными производителями и нелегальными экспортерами нар­котиков являются государства Цен­тральной, Юго-восточной и Юго-за­падной Азии, Латинской Америки. Наркотики, которые производятся в этих государствах, не могут быть полностью реализованы в этом ре­гионе. Наиболее привлекательными местами сбыта наркотиков будут всегда оставаться регионы с высо­ким уровнем жизни, где потребитель способен заплатить большую сумму денег за этот продукт. На сегодня та­ковыми являются Западная Европа и Северная Америка.

По данным председателя след­ственного отдела британского тамо­женного ведомства Дика Келлауея, если проследить за движением ге­роина на запад, цены увеличиваются так: если в Пакистане 1 кг героина стоит полторы тысячи долларов, то в Турции его цена увеличивается до 10 тысяч, в Голландии эта сумма удваивается, а в Англии увеличива­ется до 40 тысяч долларов. Ведь это оптовые цены, розничная цена геро­

ина доходит до 120 тысяч долларов за килограмм [1, с. 126]. Поэтому для наркодельцов существует неот­ложная потребность в обеспечении каналов доставки наркотиков из го­сударств, где они выращиваются и производятся, в Западную Европу и Северную Америку, что можно осу­ществить только путем контрабан­ды.

Поэтому, кроме значительной имеющейся наркотической сырье­вой базы, наше государство является транзитным относительно снабже­ния наркотиков в Западную Европу, а также новым рынкам сбыта. Об этом свидетельствуют постоянные каналы транзита и ввоза в Украину наркотиков:

1)   Центральная, Юго-западная и Южная Азия (Афганистан, Па­кистан, Таджикистан, Узбекистан, Индия) – Россия – Украина – Запад­ная Европа (так называемый «шел­ковый путь»). Функционированию этого канала способствует «про­зрачность» границ между странами СНГ. Огромное количество боль­ших партий героина перемещается в специально изготовленных храни­лищах (тайниках) в автомобильном транспорте, контейнерах, или под прикрытием коммерческих грузов. Мелкие партии – на теле, используя естественные полости, в личном ба­гаже пассажиров. Обычно использу­ется железнодорожный, автомобиль­ный и авиационный транспорт;

2)   Центральная и Юго-Западная Азия (Афганистан, Пакистан, Иран, Турция) – страны Балканского ре­гиона (Греция, Румыния, Болгария, Венгрия) – Украина – Западная Европа и Россия (так называемый «балканский» маршрут). Героин, как правило, перевозится под прикры­тием коммерческих международных грузоперевозок или пассажиропере­возок, которым способствует значи­тельное количество не оснащенных необходимым оборудованием тамо­женных постов на украинско-мол­давском участке государственной границы и незначительное расстоя­ние от Румынии и Молдовы к Поль­ше через территорию Украины.

3)   Колумбия – Бразилия – Украи­на и другие каналы.

Достаточно распространенным в Украине становится незаконный оборот синтетических психотропов амфетаминовой и метамфетаминовой групп (30-40% от всех задер­жанных наркотиков). По большей части такие психотропы поступают из Польши, Нидерландов и стран Прибалтики, в которых незаконное производство организовано в боль­ших объемах. Учитывая их незна­чительный размер, перевозятся они, как правило, автомобильным транс­портом и поездами в изготовленных с этой целью специальных хранили­щах (тайниках) с использованием других средств и способов, которые усложняют их выявление.

Следует отметить, что посто­янное изъятие в морских портах нашего государства и за рубежом контрабандных наркотиков в особо крупных размерах убедительно ука­зывают на то, что все более грузов направляется по морю из стран их нелегального производства через морские порты Украины, а оттуда – сухопутными маршрутами к запад­ноевропейским наркорынкам или в Россию, а в обратном направлении – с России и Украины к Турции – переправляются прекурсоры для изготовления синтетических и полу­синтетических наркотиков.

Криминальные формы нарко­бизнеса постоянно трансформиру­ются. Все более активно обнаружи­вают себя в этом организованные, хорошо законспирированные пре­ступные группы, ведущие роли в которых принадлежат выходцам из стран Центральной и Средней Азии. Используя международные связи, регистрируя общие подстав­ные иностранные фирмы, эти лица организуют устойчивые, хорошо за­конспирированные преступные нар­когруппировки, активные участники которых находятся в нелегальном положении.

В последнее время наблюдает­ся увеличение объемов снабжения контрабандных психотропных ве­ществ (амфетамина, метамфетаминов, «экстази») в Украину с Польши и наркосодержащих медицинских препаратов с территории Румынии и Молдовы. Это объясняется меньшей их стоимостью относительно сто­имости героина и кокаина, а также увеличением спроса на них в моло­дежной среде.

Ежегодно лицами, которые на­ходятся в состоянии наркотического опьянения, совершается от 10 до 14 тыс. преступлений, среди которых убийства, разбойные нападения, грабежи и кражи. Органами вну­тренних дел берется на учет при­близительно 30 тыс. лиц, которые употребляют не по медицинскому назначению наркотические средства и психотропные вещества, а также лекарственные средства, злоупотре­бление которыми может вызывать наркотическую зависимость. К ак­тивизации незаконного оборота нар­котических средств приводит также неподобающий контроль за исполь­зованием прекурсоров заведениями и предприятиями, деятельность ко­торых связана с их приложением, а также их незаконное производство и ввоз на территорию Украины [4].

Неслучайно в Концепции реали­зации государственной политики в сфере противодействия распростра­нению наркомании, борьбы с неза­конным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, на 2011-2015 годы од­ной из основных проблем, которые нуждаются в решении, является осу­ществление незаконного транзита наркотических средств, психотроп­ных веществ и прекурсоров по тер­ритории Украины [4].

Анализ работы правоохранитель­ных органов по линии борьбы с кон­трабандой наркотических средств на современном этапе показывает, что контрабандисты постоянно со­вершенствуют, изменяют методы, направленность своей преступной деятельности, а также используют такие главные пути перемещения от­меченных средств через территорию Украины:

– международное железнодо­рожное сообщение – один из глав­ных путей перемещения наркотиков через территорию Украины. Это подтверждается тем, что работники таможен обнаруживали наркотики в большей части при осуществле­нии таможенного контроля пасса­жирских поездов. Наркодельцы для транзитной перевозки наркотиков из Республики Молдова в Россию ис­

пользуют поезда, которые следуют по направлению к Москве и Санкт- Петербургу. Для вывоза наркотиков местного производства в Россию ис­пользуют поезда северо-восточного направления.

Перевозка наркотического сырья в Россию возрастает зимой. Это свя­зано с тем, что на это время растет спрос на отмеченный «товар» в свя­зи с окончанием сырья растительно­го происхождения. Русскими нарко­дельцами используется территория Украины для транзитной перевозки «тяжелых» наркотиков в Западную Европу.

В последнее время правонару­шители во избежание криминальной ответственности преимущественно используют «бесхозяйственный» метод перевозки наркотиков в же­лезнодорожном транспорте. При этом используют технологические полости, ларьки для угля, межпото­лочное пространство над гардероб­ными и тамбурами вагонов, ларьки под сидениями, радиаторы отопле­ния, «третий этаж» полок, мусорос­борники, люки над электрощитами, аккумуляторные ящики, ниши, для котлов отопления и умывальников, вентиляционные люки ит. д.;

– международные автомобиль­ные перевозки, которые осуществля­ются транзитом через территорию Украины с Ирана, Афганистана, Тур­ции, Болгарии, Румынии, до стран Западной Европы, с использованием для перевозки наркотиков особен­ностей конструкций транспортных средств, а также специально обору­дованных хранилищ;

– морские и контейнерные пере­возки, которые осуществляются транзитом через территорию не­скольких стран. Этот метод транс­портировки наркотиков использует­ся с целью укрывательства фактиче­ской страны-отправителя.

Анализ состояния борьбы тамо­женных органов Украины с контра­бандой наркотических средств за 2007-2012 гг. свидетельствует, что есть четыре условных региона тамо­женной границы Украины, которые имеют свои характерные признаки относительно незаконного переме­щения наркотических средств через границу Украины:

1.   Восточный регион (граница с Российской Федерацией) – здесь пролегают пути перемещения това­ров и предметов из стран Средней Азии и Кавказа, которые историче­ски выращивают и потребляют нар­котики растительного происхожде­ния.

Сегодня во многих этих странах происходят вооруженные конфлик­ты, и органы государственной вла­сти не могут в достаточной степени навести правопорядок. Этим пользу­ются наркодельцы и налаживают не­законные каналы транспортировки наркотиков. Также через российско­-украинскую границу перемещают наркотические средства, которые следуют в страны Западной Европы. Одновременно из-за высоких цен в России на наркотики перемещают наркотическое сырье (маковую со­ломку и марихуану), которое выра­щивают в западных областях Украи­ны и в Республике Молдова.

Главными разновидностями нар­котических средств, которые наибо­лее часто оказываются в зоне дея­тельности Восточной региональной таможни, являются растительные наркотики местного происхожде­ния, а также из западных и южных регионов Украины – маковая со­ломка и изделия из конопли. Как свидетельствуют результаты экспер­тизы, производство наркотиков, при­способленных для употребления, осуществляется преимущественно кустарным способом в бытовых ус­ловиях. На «черном рынке» Харь­ковской и Сумской областей также встречаются растительные нарко­тики местного происхождения, но были зарегистрированы случаи изъ­ятия кокаина и синтетических нар­котиков.

2.   Северный регион (граница с Республикой Беларусь). Этот уча­сток границы имеет выход через территорию Республики Беларусь в Россию и страны Балтии. Использо­вание наркодельцами для транзита территории Республики Беларусь связано с тем, что между Респу­бликой Беларусь и РФ отсутствует таможенный контроль. Преимуще­ственно в этом направлении переме­щают наркотическое сырье, которое в странах Балтии имеет большой спрос. В отмеченных регионах есть большое количество подпольных ла­бораторий, где сырье переделывают и перемещают в страны Западной Европы.

3.   Причерноморское побережье – это связано с оживленным судо­ходством и с выгодным с точки зре­ния наркомафии географическим положением – близость Турции, которая является главным звеном «Балканского пути». При этом нар­котики незаконно перемещают тран­зитом через территорию Украины в страны Западной Европы. Влавное перемещение товаров и предметов в регионе происходит морским транс­портом. Это подтверждается между­народным опытом по борьбе с кон­трабандой наркотиков.

4.   Западный регион – на этом участке таможенной границы есть выход на Республику Молдова и страны Восточной Европы. В Ре­спублике Молдова имеется наркоти­ческая сырьевая база – засеванием мака занимаются практически боль­шинство жителей сельских районов. Это способствует массовому ввозу на территорию Украины наркоти­ческого сырья для последующего транзита ее к России. Одновремен­но таможенная граница Украины со странами Восточной Европы и Республикой Молдова используется для транзитного перемещения нар­котиков, которые незаконно ввозят через восточный и причерномор­ский регионы для последующей транспортировки к странам Запад­ной Европы.

В структуре незаконного оборота наркотиков на территории Западно­го региона доминируют наркотики растительного происхождения – экс­тракционный опий, гашиш, мари­хуана, а также синтетические нар­котики, которые получаются путем несложных манипуляций с меди­цинскими препаратами. Принимая во внимание, что западные области Украины традиционно выращивали мак опия для потребностей населе­ния, главным наркосырьем, которое изымается у «заготовителей», явля­ется маковая соломка.

Но параллельно с этим на чер­ном рынке появляется каждый раз больше синтетических наркотиков, таких как амфетамин и его произво­дные. Кроме того, на наркотическом рынке Западного региона продаются также легкие психотропные препа­раты, привлекательность которых является достаточно большой. Это в первую очередь реланиум, дифер- ган, циклобарбитал, галюцигенные грибы, которые употребляются в сыром, сушеном и вареном виде. В частности, в течение 2011-2012 гг. следственные Управления СБ Укра­ины в Закарпатской области рассле­довали 29 уголовных дел, нарушен­ных за контрабанду особо опасных наркотических средств, психотроп­ных веществ и прекурсоров [2].

Выводы. Среди опрошенных сотрудников правоохранительных органов, которые специализируют­ся в сфере противодействия контра­банде наркотических средств, 65% считают, что темпы ввоза марихуа­ны, маковой соломы, гашиша будут снижаться, 25% – наоборот, 10% не определились. В то же время 90% опрошенных считают, что объем контрабандного героина и кокаина будет увеличиваться с каждым го­дом. Кроме того, контрабанда герои­на будет осуществляться большими партиями.

 Список использованной литера­туры:

1. http://www.justice.gov/dea/index. htm.

2. http://sbu.gov.ua/sbu/control/uk/publish/article.

3. Музика А. Загальна характери­стика об’єктивної сторони злочинів, пов’язаних з наркоманією II Право України. – 1997. -№5.-С. 67-73.

4. Про ратифікацію Конвенції Організації Об’єднаних Націй про­ти транснаціональної організованої злочинності та протоколів, що її допо­внюють (Протоколу про попередження і припинення торгівлі людьми, особли­во жінками і дітьми, і покарання за неї і Протоколу проти незаконного ввозу мігрантів по суші, морю і повітрю) : За­кон України від 04.02.2004 р. № 1433- IV II Відом. Верховної Ради України. -2004. -№ 19.-С.263.

5. Сорока С. О. Проблеми кваліфікації контрабанди за КК

України / С. О. Сорока II Держава і пра­во : збірник наукових праць. Юридичні і політичні науки. Випуск ЗО. – К. : Ін-т держави і права ім. В. М. Корецького НАН України, 2005. – 816 с.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.