| Главная | Рубрики | Информация о центре | Ссылки |                                                                                                                  Регистрация | Вход

О.В. Гречкина

ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К КОНТРАБАНДЕ ТОВАРОВ

 ( / О.В. Гречкина // Криминологический журнал. 2013. № 4. С. 111-114. )

В статье проведен сравнительно-правовой анализ законодательства, устанавливающего правила перемещения товаров через таможенную границу России, за период ХVII-ХХI вв. Осо­бое внимание обращено на правовое регулирование контрабанды товаров в период с 90-х гг. XX в. по настоящее время, которое характеризуется либерализацией уголовного законодатель­ства по отношению к данному деянию. Отмечено, что долгое время в России существовали конкурирующие нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за контрабанду товаров. В течение почти 20 лет за контрабанду товаров пред­усматривалась как уголовная, так и административная ответственность. Основным условием разграничения двух видов ответственности являлся размер незаконно перемещенных через та­моженную границу товаров. Проблемы правоприменения возникали в связи с отсутствием офи­циального толкования способов совершения контрабанды товаров, и лишь в 2008 г. Верховный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу. В настоящее время декриминализированы многие виды преступлений, в том числе и контрабанда товаров. В Рос­сийской Федерации контрабанда товаров не признается преступлением. Это деяние исключи­тельно административно наказуемое независимо от размера незаконно перемещенных товаров.

Ключевые слова: экономическая преступность; уголовная политика в сфере экономиче­ской преступности; контрабанда товаров; уголовная ответственность; административная от­ветственность.

 The article reveals comparative legal analysis of regulations on transportation of goods through the customs border of Russia during the XVII-XXI Centuries. Special attention is paid to legal regulation on contraband traffic of goods since 1990s till now. This period is considered as liberalization of criminal law related to this phenomenon. Author states that for a long time there have been competing administrative and criminal regulations on responsibility for contraband traffic. There used to be administrative as long as criminal responsibility. The main reason for division of these two types of responsibility was the amout of good been illegally trafficked. Law enforcement problems arose as result of no official definition of contraband goods trafficking. Only in 2008 the Supreme Court of the Russian Federation cleared the situation. Many types of crime have been decriminalized recently (contraband traffic has also been decriminalized in Russian Federation). It is only administratively punished irrespectively of the amount of goods trafficked.

Key words: economic crime; criminal policy in economic crime sphere; contraband traffic; criminal responsibility; adminstrative responsibility.

 Одним из актуальных вопросов уголовно­правовой политики РФ следует признать опти­мизацию законодательства, регламентирующе­го ответственность за контрабанду. Вследствие этого ценность приобретает правовой опыт за­конодательного регулирования контрабанды в отечественном уголовном праве.

Упоминания о контрабанде встречаются в Соборном Уложении 1649 г., закрепившем пра­ва и обязанности таможенников по осуществлению контроля за перемещением товаров, грузов и людей [9]. Однако законодательное определение способов совершения контрабан­ды впервые было введено Таможенным уста­вом 1910 г [11]. Так, в соответствии со ст. 1045, 1046 Устава были определены следующие спо­собы: мимо таможенных учреждений; с сокры­тием от таможенного контроля; водворение на внутренний рынок незаконно ввезенных товаров; также к контрабанде были приравне­ны хранение, складка и передвижение контра­бандных товаров на территории России. Уста­вом устанавливались наказания и взыскания за контрабанду: 1) отобрание контрабандных то­варов, равно перевозочных средств; 2) денеж­ная пеня сверх отобрания; 3) в случаях, особо указанных, сверх отобрания и наказания де­нежною пенею – удаление на пятьдесят верст от сухопутной и морской границ на срок от одного года до пяти лет, заключение в тюрьме или в исправительном доме (ст. 1048).

Новой вехой в создании правовой основы та­моженного дела стал Таможенный устав СССР 1924 г. [12]. Устав нормативно закрепил понятие контрабанды (ст. 259), установил квалифициру­ющие признаки контрабанды: контрабандное перемещение товаров помимо таможенных уч­реждений с помощью специально для этой цели предназначенных транспортных средств; сокры­тие товаров в помещениях, особо для сокрытия приспособленных; перемещение, сопряженное с подделкой таможенных документов; участие в организации, специально занимающейся кон­трабандой; вооруженная контрабанда; совер­шение контрабандных действий должностным лицом; более чем двукратное занятие контра­бандой; контрабанда взрывчатых веществ, во­инского снаряжения, летательных аппаратов, телеграфного и радиотелеграфного имущества и аннулированных процентных бумаг (ст. 261). Та­ким образом, было произведено разграничение контрабанды на простую и квалифицированную. Соответственно разделена и ответственность: при простой контрабанде применялись конфи­скация и штраф (ст. 262); при квалифицирован­ной контрабанде, помимо конфискации товаров, собственники этих товаров или перевозившие эти товары лица привлекались к ответственно­сти в уголовном порядке (ст. 263). Как видим, конфискация и штраф являлись элементами ад­министративной ответственности, и за простую контрабанду применялась административная от­ветственность, а за квалифицированную – адми­нистративная и уголовная.

Впоследствии экономическая и полити­ческая обстановка в молодом советском го­сударстве оставалась сложной. Длительный перерыв в обновлении законодательства Союза ССР во многом объясняется установившимся в послевоенный период господством админи­стративно-командной системы во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. почти чет­верть века объединял в одной статье (ст. 78) два вида контрабанды: контрабанду товаров и контрабанду взрывчатых, наркотических, силь­нодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения. Преступление, преду­смотренное данной статьей, относилось к особо опасным государственным преступлениям.

Начиная с 1990-х гг. в условиях становле­ния рыночных отношений, разгосударствления хозяйственной сферы и наличия перспективы приватизационных процессов существенно рас­ширяется нормативная база, законотворчество осуществляется с невиданным размахом. Еще в 1993 г. Ю.П. Соловей отмечал, что быстрое реагирование правотворческой деятельности на все изменения в политической и экономи­ческой сферах затрудняет выработку единой концептуальной основы правового регулирова­ния, способствует фрагментарности, нарушает и затягивает процессы кодификации, нарушает логику правовой реформы и в целом снижает качество нормативных актов [10, с. 469].

Дальнейшие законодательные инициати­вы – яркий тому пример. В 1994 г. Уголовный кодекс РСФСР дополняется статьей, устанав­ливающей уголовную ответственность за кон­трабанду товаров (в крупных размерах), стои­мость которых превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (ст. 169.1 УК РСФСР) [5]. Новый Уголовный кодекс Российской Фе­дерации 1996 г. сохраняет эту норму, но уже в 1998 г. законодатель поднимает планку: круп­ным размером считается стоимость товаров свыше 500 минимальных размеров оплаты труда [6]. Административная ответственность за контрабанду товаров, стоимость которых не превышает крупный размер, в этот период установлена Таможенным кодексом Россий­ской Федерации 1993 г. [2, с. 38].

В 2003 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, и крупным размером признается стоимость незаконно пе­ремещенного товара в сумме, превышающей 250 тыс. р. (примечание к ст. 169 УК РФ) [7]. В 2010 г. планка опять повышается, крупный размер достигает 1 млн р. [3]. Уголовная ответ­ственность за контрабанду наступает в случае незаконного перемещения товаров, стоимость которых превышает установленный крупный размер (ч. 1 ст. 188 УК РФ). Административная ответственность за контрабанду товаров стои­мостью, не превышающей крупный размер, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности гл. 16.

Конкурирующими нормами уголовного и административного законодательства следует считать ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Рос­сийской Федерации, ст. 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в уголовном зако­нодательстве долгое время существовал про­бел в толковании способов совершения контра­банды товаров. Правоохранительные органы, привлекая лиц к уголовной ответственности за контрабанду товаров, толковали объективную сторону данного преступления, ссылаясь на нормы административного законодательства. Однако и нормы административного законо­дательства не отличались содержательностью. По справедливому замечанию В.И. Майорова, неумелое определение административно-пра­вового регулирования, когда выстраиваются произвольные комбинации в виде управомо­чивающих, стимулирующих, запрещающих и других норм, никак не соответствует требова­ниям времени по совершенствованию публич­но-правового регулирования как в интересах общества и государства, так и граждан [1].

Острая необходимость в разъяснении спо­собов совершения «уголовно наказуемой кон­трабанды товаров» в значительной степени была связана также с бланкетностью и дефект­ностью уголовной нормы. Лишь в 2008 г. Вер­ховный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу (хотя дан­ное постановление утратило силу, актуальность его остается) [8]. Сравнивая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации с по­ложениями ст. 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонару­шениях, следует отметить, что в целом способы совершения контрабанды товаров и незаконного перемещения товаров (так в административном законодательстве определяется административ­но наказуемая контрабанда) аналогичны.

Так, перемещение товаров или иных пред­метов помимо таможенного контроля заклю­чается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную терри­торию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Феде­рации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в со­ответствии с законодательством Российской Федерации. Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов пони­маются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких това­ров либо утаить их подлинные свойства или количество. Под обманным использованием документов или средств таможенной иденти­фикации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для переме­щения товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, по­лученных незаконным путем или относящихся к другим товарам, иных документов, не име­ющих юридической силы, а равно использова­ние поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств иденти­фикации или подлинных средств идентифика­ции, относящихся к другим товарам.

Как видим, около 20 лет в России существо­вали конкурирующие нормы административно­го и уголовного законодательства, устанавлива­ющие ответственность за контрабанду товаров. Долгое время рудименты предыдущего норма­тивного регулирования приводили законодателя в замешательство. Вместе с тем последователь­ная либерализация уголовного законодатель­ства привела к декриминализации многих ви­дов преступлений, в том числе и такого деяния, как контрабанда товаров. С 2012 г. в Российской Федерации контрабанда товаров не признается преступлением [4]. Это деяние исключительно административно наказуемое независимо от стоимости незаконно перемещенных товаров.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Майоров В.И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы / В.И. Майоров – М. : Юрлитинформ, 2010. – 208 с.

2.   Майоров В.И., Гречкина О.В. Правоприменительная деятельность таможенных органов Российской Фе­дерации / В.И. Майоров, О.В. Гречкина. – Челябинск : ПО «Книга», 2005. – 231 с.

3.   О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.04.2010 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 15. – Ст. 1756.

4.  О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ // Собрание законодательства Российской Фе­дерации. – 2011. – № 50. – Ст. 7362.

5.  О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР : федер. закон от 01.07.1994 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 10. – Ст. 1109.

6.  О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ : федер. закон от 25.06.1998 г. № 92-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 26. – Ст. 3012.

7.  О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ : федер. закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 50. – Ст. 4848.

8.  О судебной практике по делам о контрабанде : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 27.05.2008 г. № 6 (документ утратил силу в связи с изданием постановления Пленума Верхов. Суда РФ от 14.07.2011 г. № 12) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2011. – № 9.

9.   Соборное Уложение 1649 года. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1961. – 431 с.

10.  Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации / Ю.П. Соло­вей. – Омск : ВШМ МВД РФ, 1993. – 540 с.

11.  Таможенный устав 1910 года // Свод Законов Российской Империи. Устав Таможенный. – СПб., 1910. – Т 6. – Ст. 2. – 314 с.

12.  Таможенный устав СССР 1924 года // Собрание законодательства СССР. – 1925. – № 5. – Ст. 53.

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.