| Главная | Рубрики | Информация о центре | Ссылки |                                                                                                                  Регистрация | Вход

КОРРУПЦИЯ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

(сборник научных статей)
CORRUPTION: REGIONAL AND BRANCH TENDENCIES

(collection of scientific works)

ПРЕДИСЛОВИЕ


Сборник материалов семинара по проблемам противодействия коррупции продолжает серию публикаций Одесского информационно-аналитического центра по изучению организованной преступности, созданного в Одесской национальной юридической академии совместно с Центром по изучению проблем транснациональной преступности и коррупции при Американском университете (Вашингтон).

Актуальность рассматриваемых на семинаре проблем заключается в том, что во многих странах, в том числе и в Украине, коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Коррупция стала серьезно угрожать верховенству закона, демократии и правам человека, подрывать доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствовать конкуренции, затруднять экономическое развитие и угрожать стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. В ряде стран она стала одной из основных причин кризиса внешней и внутренней задолженности, так как давно вышла за рамки национальных границ.

В Украине в основе коррупции сегодняшнего дня лежит советская тотальная распределительная система, имманентным свойством которой был постоянный дефицит товаров и услуг. Не случайно основными сферами коррупции были материально-техническое снабжение, капиталовложение, отчетность об их выполнении, сопровождавшиеся всеобщими приписками. С одной стороны, эта система коррупции была социальной болезнью, развращающей общество, с другой стороны, планово-распределительная система в экономике не могла бы вообще функционировать без этой дополнительной неформальной «подпитки» служебных отношений.

Именно в социалистическом обществе возникла и окрепла глобальная система подношений за все виды дефицитных товаров и услуг. Небольшие взятки, «благодарность», подношения воспринимались в массовом сознании практически как норма, как естественная форма отношений людей, что не могло не сказаться на нравственных ценностях и правосознании граждан.

Вместе с тем, нельзя сказать, что ситуация в нынешнее время существенно изменилась по сравнению с советским периодом. Можно отметить, что произошло лишь существенное изменение в размерах и предмете взятки. Если раньше были распространены в большей степени имущественные подношения, так называемые «подарки-благодарность», дополнившиеся в брежневский период выплатой крупных денежных сумм, крупномасштабными аферами, возникновением «цеховиков», то в сегодняшнее время речь идёт, с одной стороны, о валютных взятках, открытии счетов за рубежом, приобретении недвижимости за границей, с другой стороны, о вымогательстве на уровне органов местной власти и управления, а также в правоохранительных органах.

Вместе с тем, важной чертой, отличающей советскую коррупцию от нынешней, был не только более низкий размер выплат и услуг, но и страх перед жёстким уголовным наказанием и социальным клеймением путём изгнания взяточника из партийных рядов, с государственной службы, публикаций в партийной прессе и т. д. Хорошо известны показательные процессы, осуществляемые в рамках «выездных судебных заседаний». Безусловно, такая практика оказывала определённый сдерживающий эффект.

Сегодня вопрос о неотвратимости наказаний за коррупционные деяния становится как никогда актуальным, учитывая значительный уровень коррупции в правоохранительной и судебной системах.

В сфере экономики по-прежнему сохраняется контроль государства над бизнесом. Бюрократический аппарат всеми силами старается сохранить разрешительную систему, процедуры, формы регулирования предпринимательства, — благоприятные условия для вымогательств со стороны чиновников.

Известно, что позитивный результат в решении любой важной государственной задачи можно получить, если будет проявлена политическая воля высшего руководства страны.

Есть все основания считать, что в Украине создана нормативная база для эффективной борьбы с коррупцией. Несмотря на то, что Закон Украины «О борьбе с коррупцией» явно устарел и не отвечает современному состоянию дел и международно-правовым актам, в своё время он сыграл определённую роль в сдерживании коррупции. Очевидно, что в законодательстве Украины как можно скорее должны найти отражение Конвенции Совета Европы и ООН в сфере противодействия коррупции. Украина активно участвовала в их разработке, Верховная Рада ратифицировала, однако имплементация их основных положений в национальное законодательство осуществляется достаточно долго. Очевидно, что антикоррупционные законы должны соответствовать международным стандартам защиты прав человека и обеспечивать право на справедливый суд.

Особое внимание должно быть уделено предотвращению коррупции в судебной системе и в правоохранительных органах.

Не вызывает сомнений то, что подлинная независимость судебной системы, освобождение её от коррупционных «пут» возможны лишь при надлежащем финансировании судов. Все текущие хозяйственные вопросы, по-прежнему, зависят от усмотрения органов управления. Судьи не должны заниматься ремонтом помещений, изысканием средств на оргтехнику и прочими, не имеющими отношения к их профессональной деятельности, вопросами. Важным фактором предотвращения коррупции в судебной системе является большая гласность и открытость судебных заседаний. Необходимо изучить зарубежный опыт и законодательно закрепить систему случайного распределения определенной категории дел между судьями (случайная компьютерная выборка, территориальный принцип, алфавитный порядок и т. п.). В нашей действительности распределение дел между судьями создаёт возможности для злоупотреблений.

По-прежнему актуальными остаются вопросы преодоления коррупции в правоохранительных органах. Зависимость, прежде всего материальная, (квартиры, ремонт, выделение земли для застройки и пр.) от местных органов власти мешает принимать решительные меры по выявлению фактов взяточничества среди должностных лиц местных органов власти и управления.

Эффективной борьбе с коррупцией препятствует недостаточная подготовка кадров в правоохранительных органах. Известно, что для того, чтобы расследовать сложные коррупционные дела, необходимо обладать высокими профессиональными навыками, значительным багажом знаний в области права и экономики. К сожалению, из правоохранительных органов нередко изгоняются высокопрофессональные и честные сотрудники.

Необходимо решительно бороться с практикой использования правоохранительных органов в качестве инструментов политического или административного давления, средства поддержания недобросовестной конкуренции в бизнесе.

Названные проблемы являются лишь малой частью широкого комплекса вопросов, обсуждавшихся на семинаре и требующих решения.

Следует высказать слова благодарности учёным различных вузов Украины, принимающих активное участие в мероприятиях, проводимых Одесским информационно-аналитическим центром по проблемам противодействия организованной преступности.

Особо хочу подчеркнуть, что проведение данного семинара, как и других, стало возможным благодаря директору Центра по изучению транснациональной преступности и коррупции при Американском университете, эксперту Конгресса США по вопросам организованной преступности в странах СНГ, профессору Луиз Шелли, много сделавшей для становления криминологической науки в Украине.

Сергей Кивалов,
доктор юридических наук, профессор,
Заслуженный юрист Украины,
Президент Одесской национальной
юридической академии

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.