Главная | Рубрики | Информация о центре |Ссылки                                                                                                                  Регистрация | Вход

КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ НА ЮГЕ УКРАИНЫ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ СДЕРЖИВАНИЯ
(сборник научных статей)


SITUATION WITH CRIME IN SOUTHERN UKRAINE: REGIONAL PECULIARITIES AND METHODS OF COUNTERACTING
(collection of scientific works)

ПРЕДИСЛОВИЕ

 Изменение характера преступности, возникновение её транснациональных форм и международных преступных организаций — эти и другие негативные тенденции в развитии преступности требуют, с одной стороны, активизации правоохранительных органов, с другой — научного осмысления происходящих процессов.

Сегодня накоплен обширный эмпирический материал, касающийся состояния, динамики, структуры преступности, отдельных видов преступной деятельности в регионах, который в большинстве случаев служит основой для разработки конкретных профилактических рекомендаций. Вместе с тем, назрела необходимость глубокого теоретического исследования не только феноменологии преступности, но и социальных, экономических, политических, культурологических, правовых и других факторов, обуславливающих её сохранение и расширенное воспроизводство в современных условиях.

В реальной жизни преступность выступает как продукт социальной активности человека, в результате чего понятием преступности охватывается широкий диапазон ситуаций и типов поведения. Они различаются по мотивам поведения лиц, участвующих в ситуациях, по характеру последствий, по возможностям их разрешения, в конечном итоге, — по правовой оценке. Многообразие поступков определяется средой обитания и полимотивностью человеческого поведения. Каким образом эти поступки между собой связаны, являются ли они случайными или закономерными для данной личности — ответы на эти вопросы во многом определяют понимание преступности и механизма её функционирования. Принимая во внимание многообразие форм человеческого поведения, нужно подчеркнуть, что преступность, являясь особой по своим мотивам, целям и нравственно-правовой оценке предметной деятельностью, выступает лишь как одно из проявлений человеческой активности и находится в закономерных связях с иными видами социальной деятельности.

В силу значительной распространенности, взаимосвязанности и устойчивости форм преступного поведения, которые, в свою очередь, тесно переплетаются с правомерным поведением, преступность проявляет себя как система. Вместе с тем преступность обладает относительной самостоятельностью, что проявляется в наличии криминальной культуры, скрытом характере преступной деятельности, внутренних закономерностях её развития.

Если обобщить сказанное и попытаться дать краткое определение понятия преступности, то можно сделать такой вывод: преступность — это обусловленное природными качествами человека и социальной средой, широко распространенное и имеющее системный характер поведение, запрещенное уголовным законом.

Однако на практике господствует подход к преступности с позиций её количественно-качественных характеристик. Сказанное подтверждает длящаяся десятилетиями борьба в правоохранительных органах за улучшение «показателей». Отсюда — то высокий уровень раскрываемости преступлений, то резкий скачок в выявлении организованных преступных групп, то трудно объяснимое снижение общего уровня преступности и т. п. Криминальная ситуация в регионах меняется (по крайней мере статистически) чаще всего в результате изменения подхода к регистрации отдельных видов преступлений.

Системный подход к преступности предполагает не только осознание её как системы на философском уровне, но и требует адекватных мер противодействия ей.

Однако отсутствие научно аргументированной криминологической политики в государстве приводит к тому, что по-прежнему доминирует узко ведомственный подход, не приносящий позитивных результатов. В качестве примера «псевдосистемного» подхода к предупреждению преступности, можно назвать очередную Комплексную программу профилактики преступности на 2001-2005 г. г., в которой характер предлагаемых мер и круг их исполнителей не поддаются никакому логическому объяснению. Достаточно того, что в одном из последних пунктов данной программы даётся «наказ» — издать учебное пособие по криминологии. Внимание руководителей государства должно быть сосредоточено на более сложных проблемах — причинах массового вовлечения населения в преступную деятельность, распространении в обществе правового нигилизма и криминальной идеологии.

Преступность имеет региональные отличия, обусловленные, прежде всего, социально-экономической ситуацией в том или ином регионе. Установление взаимосвязи структуры преступности с экономическими и социокультурными характеристиками регионов предполагает осуществление широких социально-профилактических программ. Карательные меры — вторичны.

Общепризнанно, что преступность выполняет в социальном плане деструктивные функции. Организованная преступность, кроме этого, несёт в себе мощный разрушительный заряд, так как не только дестабилизирует различные институты общественной жизни, но и влияет на принятие решений органами государственной власти и управления в выгодном для себя направлении. Учитывая свойство организованной преступности к самовоспроизводству, можно прогнозировать повышение политической и экономической активности участников организованных преступных сообществ и вовлечение новых лиц в криминальную деятельность.

Названные тенденции уже отмечаются органами, ведущими борьбу с организованной преступностью. Учитывая это, государство должно чётко определить основные направления противодействия организованным формам преступности. Сказанное не означает, что до сих пор государство не осуществляет никаких мер в этом направлении. Наоборот, нельзя не заметить, что предпринимаются самые разнообразные меры организационного, законодательного, технического характера. Речь идёт о другом. Созданная государственная машина по противодействию организованной преступности, образно говоря, должна не имитировать движение, а реально двигаться вперёд, причём в совершенно определённом направлении и с определенной целью.

Реализация этой задачи связана с политическими процессами и, частности, с таким социально значимым фактором как политическая воля. Её источником и проводниками являются высшие должностные лица государства, в первую очередь, — ответственные за состояние правопорядка в нашей стране.

Формирование криминологической политики в сфер борьбы с преступностью немыслимо без информационно-аналитического обеспечения. Ведомственный порядок регистрации преступлений и ведения статистики не может обеспечить получение адекватного представления о криминогенной ситуации в стране и регионах. На 1 съезде криминологов Украины автор этих строк высказывал предложение о необходимости издания независимого аналитического сборника, в котором бы аккумулировалась информация о криминальной ситуации в нашей стране. Трудно представить развитие криминологической науки и практическое прогнозирование преступности без подобной информации.

Формирование генеральной и региональной криминологической политики предполагает осуществление криминологического мониторинга общественных процессов и явлений. Важно не только получить знание о криминальной ситуации в стране и регионе, но и выявить адресатов — потенциальных эффективных потребителей криминологической информации, в числе которых должны быть как центральные, так и региональные субъекты борьбы с преступностью.

В сборнике материалов семинара, проведенного в сентябре 2003 г. Одесским информационно-аналитическим центром по проблемам противодействия организованной преступности при Одесской национальной юридической академии совместно с Центром по изучению транснациональной преступности и коррупции при Американском университете представлены различные подходы к оценке криминогенной ситуации на юге Украины. Авторы сходятся в том, что проблема региональных отличий преступности в Украине не изучена и требует дальнейших исследований.

Виктор Дрёмин,
директор Одесского
информационно-аналитического центра
по проблемам противодействия организо-
ванной преступности при ОНЮА,
заведующий кафедрой криминологии и
уголовно-исполнительного права

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.